![](.Online/Smirnov_O.P.-P001..jpg) |
-
(27.11.1921 - 21.09.2012)
Википедия: Олег Павлович Смирнов - советский и российский писатель, редактор, сценарист. Родился 27 ноября 1921 г. в станице Кореновской Кубано-Черноморской области в семье служащих. После окончания с отличием средней школы №36 города Краснодара поступил в Краснодарский педагогический институт. Участвовал в Великой Отечественной войне и войне с Японией, был литературным сотрудником газеты «Патриот Родины» 192 стрелковой дивизии. Награжден медалью «За боевые заслуги» (1943), орденом Отечественной войны II степени (1945), двумя орденами Красной звезды (1944 и 1945). Военную службу продолжил в пограничных войсках, где был ответственным секретарем газет «Патриот Родины» и «Пограничник Забайкалья». Ушел в запас в 1953 г. в звании капитана. Высшее образование получил в Читинском педагогическом институте и на Высших литературных курсах Союза писателей СССР. Литературная карьера Смирнова началась с публикации еще до войны сатирического рассказа и продолжилась в военные годы юмористическими, публицистическими и поэтическими работами. Сам автор впоследствии оценивал этот этап как ученичество. В 1950-е - начале 1960-х гг. творчество Смирнова представлено преимущественно стихотворениями (сборники «Часовые мира» и «На восточном рубеже») и рассказами (сборники «Китайская граница», «В сосновой пади», «Оперативное вмешательство», «Медвежий хребет», «Мой дом на Востоке»). В этот период уже отчетливо просматривается авторский интерес к теме пограничной службы, которую писатель будет плодотворно разрабатывать и в дальнейшем. В 1954-1958 гг. О.П. Смирнов был ответственным секретарем Читинской организации Союза писателей СССР и редактором альманаха «Забайкалье». В 1962 г. назначен главным редактором журнала «Молодая гвардия», но уже в 1963 г. снят с этой должности. По свидетельству А.З. Афиногенова, работавшего в журнале заведующим отделом очерка и публицистики и уволенного вместе со Смирновым, причиной этого стала публикация в журнале пьесы В. Тендрякова и К. Икрамова «Белый флаг». В общем, Павлов на какое-то время от изданий Союза писателей вынужден был отстать. Не получилось с «Юностью», и чиновник вплотную занялся комсомольской печатью. Кто-то ему напел, что Олег Смирнов повернул не в ту степь и приблизил к себе обиженных на Сталина детей расстрелянных в конце 30-х годов видных партийцев, сделав ставку на Икрамова. Одновременно комсомольскому лидеру подсунули номера с публикациями молодого критика Владимира Турбина, в которых поощрялись левые тенденции в искусстве. Павлова это страшно разозлило, и он поспешил заменить попавшего под влияние либералов Смирнова на преданного ему Анатолия Никонова. С середины шестидесятых годов в творчестве Смирнова основное место занимают прозаические произведения средней и крупной формы. В этот период, в частности, выходят повесть «Барханы» (о службе пограничников в Средней Азии в послевоенный период), роман «Северная корона», посвященный боям 1943 г. на смоленском направлении, и повесть «Июнь» - о трагедии советских пограничников в первые дни Великой Отечественной. В 1970-1974 гг. О.П. Смирнов являлся заместителем главного редактора журнала «Новый мир» В.А. Косолапова. После ухода Косолапова на пенсию в сентябре 1974 г. некоторое время фактически исполнял обязанности главного редактора. Надо было еще сказать, что Косолапов и Смирнов были в журнале, может быть, в самое трудное время - после Твардовского. К новой редколлегии демонстрировали неприятие, иронию, в писательских кулуарах журнал называли «новый «Новый мир» в отличие от «старого «Нового мира». Это они, Косолапов и Смирнов, задержали выход журнала на три месяца, добиваясь, чтобы роман Федора Абрамова «Пути-перепутья» был напечатан. Это они печатали Василя Быкова «Сотников», Трифонова, Катаева, Богомолова... Почти все это первоначально вызывало возражения. Они делали героические усилия, чтобы сохранить художественный уровень журнала. За время работы в журнале Смирнов опубликовал первую часть дилогии о событиях 1945 г. - роман «Эшелон». Движение эшелона с советскими войсками из Германии на Дальний Восток становится литературным приемом, дающим возможность показать широкую панораму Советского Союза, только что завершившего страшную войну. Тогда же писатель дебютировал в качестве сценариста, подготовив в соавторстве с Алты Карлиевым и Давидом Маркишем сценарий фильма «За рекой - граница» по своей повести «Барханы» (Туркменфильм, 1971). 23 января 1974 г. в опубликованной «Литературной газетой» заметке «Политический слепец» Смирнов подверг резкой критике А.И. Солженицына. Заметка была размещена вместе с аналогичными по содержанию и направленности материалами Сергея Михалкова и других авторов под общим заголовком «Отпор литературному власовцу». В 1977 г. увидел свет роман «Прощание», посвященный роли уцелевших летом 1941 г. пограничников в развертывании партизанского движения. В 1981 г. выходит новый фильм на пограничную тематику по сценарию Олега Смирнова - «Право на выстрел» киностудии им Горького. В том же году писатель завершает вторую часть дилогии, начатой романом «Эшелон», - роман «Неизбежность», работа над которым продолжалась пять лет. В основе сюжета - участие героев «Эшелона» в броске через территорию Монголии и боевых действиях против Квантунской армии. В 1986-1988 г. Смирнов выступил в качестве одного из сценаристов телесериала «Государственная граница». Им были написаны сценарии эпизодов «Год сорок первый», «За порогом победы», «Соленый ветер», «На дальнем пограничье» (последняя - в соавторстве с Петром Луциком и Алексеем Саморядовым). В первой половине девяностых Смирновым были опубликованы последние его крупные работы - романы «Ближе к рассвету» и «Месяц колосьев», посвященные событиям Великой Отечественной войны. В 2005 г. по мотивам романа «Эшелон» был снят одноименный телесериал, а в 2008 г. по мотивам повести «Июнь» - телефильм «В июне 41-го». В работе над сценариями обоих автор литературной первоосновы участия не принимал. О.П. Смирнов ушел из жизни в 2012 г.
: ... |
![](.Online/Medh58O1..jpg) |