|
-
(1954)
Энциклопедия фантастики: ...Рус. сов. прозаик, киносценарист и ученый-востоковед, один из самых заметных авторов нов. поколения сов. НФ. Род. в Ленинграде (ныне - СПБ), окончил вост. ф-т Ленингр. ун-та, канд. историч. наук., работает в СПБ филиале Ин-та востоковедения АН. Первая публикация - «Великая сушь» (1979). Чл. СП. Лауреат Гос. премии РСФСР (1986) - за сценарий фильма «Письма мертвого человека» (в соавт. с Б. Стругацким и режиссером К.С. Лопушанским); опубл. как «На исходе ночи» (1985). Живет в СПБ. Известность Р., одному из самых интересных «выпускников» СПБ семинара молодых фантастов под руководством Б. Стругацкого и семинара в Малеевке, принесли уже первые опубл. р-зы и повести, мн. из к-рых вошли в сб. «Свое оружие» (1990); эмоционально-нервная (иногда на грани «пережима»), высокохудож. и соц. зрелая проза молодого автора быстро выдвинула его в ряды лидеров нов. поколения сов. НФ. В основе р-за-дебюта «Великая сушь» лежит нравственный конфликт поступка (как альтернативы пассивной созерцательности) и непредсказуемых последствий: стремясь помочь эволюции на др. планете, человечество, «одинокое» во Вселенной и мечтающее (пусть и в далеком будущем) о контакте с братьями по разуму, затевает грандиозную планетарную инженерию, в итоге убивая еще не рожденную жизнь (см. Глобальная катастрофа, Экология); нравственная дилемма стоит и перед «нелегалом»-инопланетянином из р-за «Все так сложно» (1984) - он должен подготовить вторжение на Землю, ставшую для него вторым домом. В одной из лучших отечественных НФ новелл последних десятилетий, «Зима» (1987), ядерная война сталкивает лицом к лицу последнего человека на Земле, убившего своего ребенка (чтобы не продлевать его мучений), и Иисуса Христа, поступившего так же со своими «детьми» (см. Боги и демоны, Мифология в НФ, Религия); миру после (ядерной) катастрофы и приходу нов. мессии посвящена повесть «Первый день спасения» (1986; 1988 - «Пришло время»). Музыкант - герой фантаст. притчи «Носитель культуры» (198.), к-рую можно читать как антифашистскую НФ (в духе «Доктора Фаустуса» Томаса Манна), находит для себя моральные оправдания для коллаборационизма с оккупантами-»крысами» (см. Война, Зоология фантастическая, Искусство, Музыка); интересный и редкий в сов. НФ пример альтернативной истории дан в р-зе «Давние потери» (1990), а классической антиутопии - в р-зе «Не успеть» (1989). Из др. произв. выделяются: «Художник» (1981) (см. Искусство, Первые люди), «Сказка об убежище» (198.), «Ветер и пустота» (1988), а также повесть «Вода и кораблики» (1992). Одно из немн. крупных произв. Р. - роман «Очаг на башне» (1990) - по сути относится к психол. прозе, НФ изобретение и открытие в нем играет сугубо служебную роль. Действие самого значительного и противоречивого из опубл. произв. Р. - повести «Доверие» (1990) - в далеком будущем, когда коммунистическая утопия на Земле начинает частичную эвакуацию населения на др. планету (Солнце угрожает превратиться в сверхнов. звезду). Действительная цель очередной гигантской «стройки коммунизма» - для строительства армады «звездных ковчегов» экономика планеты полностью перестраивается, серьезно нарушается экология обреченной планеты, и т.п. - известна только считанным высшим руководителям, взявшим на себя всю ответственность за утайку информации (все преподносится как героическая колонизация земноподобной планеты); однако ценой этого становятся нов. невинные жертвы, а в перспективе - превращение утопии в антиутопию (приход на смену «рефлексирующим интеллигентам» энергичного прагматика-диктатора). Сложный клубок нравственно-этических проблем завязан автором изобретательно и бескомпромиссно, оставляя читателя один на один с возможным решением.
: ... |
|