|
-
(16.04.1894 - 12.04.1989)
Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929-1939: ...советский писатель. Родился в с. Дулеве, Иваново-Вознесенской губ., в семье конторщика. Окончил Московское промышленное училище. Печататься начал с 1911. В своих ранних рассказах и повестях П. либо описывал природу, мир животных («Лесные рассказы») либо воспроизводил переживания людей, близких к природе, психологически примитивных. Преклонение перед стихийными силами природы, поэтизация звериного начала в человеке доминировали в раннем творчестве Перегудова. Основной темой рассказов П. являлась любовь, трактуемая чрезвычайно упрощенно. Постоянен для ранних рассказов П. мотив бегства от общества и культуры в природу или примитивную среду с упрощенными отношениями людей друг к другу. Романом «Фарфоровый город» [1929] П. впервые переключился на актуальную тематику - перешел к изображению сложного социального коллектива, отобразив жизнь большого фарфорового завода. Однако П. не удалось поднять социально-производственную тему на должную идейную высоту, а в обрисовке людей стройки избежать схематизма, банальности и даже фальши. Характерная для П. натурализация вносила элементы упрощения в изображение действительности. Гораздо более удачен и современен роман Перегудова «Солнечный клад» [1932], в котором П. коренным образом изменяет основную направленность своего творчества. Коллектив строителей побеждает «лесную глухомань», возводя на торфяных болотах электростанцию, человеческая деятельность организует природу в целях лучшего использования ее же даров (в частности торфа - «солнечного клада»). Герои трактуются уже не в плане упрощенного «биологизма», но в их классовой функции. Все же мировоззрение строителей социализма дано П. отвлеченно, декларативно, причем их убеждения вступают, как показывает писатель, в конфликт с «личной жизнью», любовными переживаниями его героев. Если в образе Дерюгина П. поднимается до разоблачения одного из ранее оправдываемых им индивидуалистов-анархистов, то на образе лесника Терентия еще сказывается имевшая у П. место идеализация близкой к природе первобытной психологии. Но в центре внимания П. теперь уже не анархическая примитивно-эгоистическая индивидуальность, противостоящая коллективу, а личность строителя социалистического общества.
: ... |
|