|
(Damon Knight)
(19.09.1922 - 15.04.2002)
Американский писатель, критик и редактор. Родился в Бейкере (Орегон), после окончания средней школы посещал Центр искусств в Сейлеме (Орегон), но не закончил его, переключившись на литературную деятельность. Работал в редакциях многих НФ журналов и издательств; активный фэн с детства, Н. до войны вступил в общество «Футурианцев», где близко познакомился с Д. Блишем, С. Корнблатом, Р. Лаундсом, Ф. Полом, Д. Уоллхеймом; позже Н. написал документальную книгу - «Футурианцы: история научно-фантастической «семьи» 30-х годов, из которой произросли сегодняшние лучшие писатели-фантасты и редакторы». [The Futurians: The Story of the Science Fiction «Family» of the 30's That Produced Today's Top SF Writers and Editors] (1977). Профессиональный писатель с 1941 г., когда вышла его первая НФ публикация - «Эластичность» (1941). Организатор и первый Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1965-67). Н. был трижды женат; в последний раз - на К. Вильхельм (с 1963 г.), вместе с которой организовал в 1967 г. ежегодные семинары для начинающих авторов НФ в Клэрионе. Автобиография Н. включена в сб. «Картографы Ада». [Hell's Cartographers] (1975 - под ред. Б. Олдисса и Г. Гаррисона). Живет в Юджине (Орегон). Н. никогда не принадлежал к коммерчески успешным авторам, и его собственное творчество в НФ ограничено, в основном, рассказами, представленными в сб. - «Далеко отсюда». [Far Out] (1961), «В глубине». [In Deep] (1963), «Из центра». [Off Center] (1965), «Поворот». [Turning On] (1966), «Мир без детей и Земной квартал». [World Without Children and The Earth Quarter] (1970), «Лучшее Деймона Найта». [The Best of Damon Knight] (1976), «Золотое правило. [Rule Golden] (1979). Интересный инопланетный организм-симбиот представлен в рассказе «Четверо в одном» (1953; рус. 1966 - «Двое лишних»); иронические варианты контаката и апокалипсиса - в рассказах «Обслужить человека» (1950) и «Не взрывом» (1949), соответственно; моральная ответственность Бога за гибель человечества в ядерной войне обсуждается в шокирующей (читателей-христиан) миниатюре «Восславит ли прах Тебя?» (1976; рус. 1986; 1990); возможности лингвистики при установлении контакта с инопланетянами - в «Вавилоне II» (1953); а будущей пенитенциарной системы - в классическом рассказе «Страна добра» (1955), в котором общество наказывает преступников «психологическим» одиночеством. Рассказом «Аналоги» (1952; рус. 197.) Н. начал цикл об антиутопии, в которой все жители находятся под неусыпным контролем своих фантомов-«двойников», имплантированных в сознание власть имущими; переписан в роман «Адский тротуар». [Hell's Pavement] (1952-3; 1955; др. - «Люди-аналоги» [Analogue Men]). Самый известный из поздних рассказов Н. - «Маски» (1968), посвященный психологическим проблемам, с которыми сталкивается киборг. Серия остроумных рассказов о сказочном персонаже Торинне объединена под одной обложкой - «Мир и Торинн». [The World and Thorinn] (1981). На рус. яз. также переведены: «Кукловод» (19..; рус. 1979), «Творение прекрасного» (19..; рус. 1969), «Человек в кувшине» (195.; рус. 1966). Романы Н. представляют собой добротные, психологически достоверные, но не выделяющиеся над средним уровнем, обазцы соединения «твердой» НФ с «мягкой (гуманитарной)». В «Творце людей». [The People Maker] (1959; др. - «Ч» значит «что-то». [A for Anything]) «дубликатор материи» позволяет создавать идентичные копии людей; в «Переключении мозга». [Mind Switch] (1965; др. - «С другой ноги». [The Other Foot]) человеческий мозг пересажен в тело инопланетянина. Др. инопланетянин, вначале изгой на Земле (где он преследуется за нечаянно совершенное убийство и вынужден скрываться под видом ярмарочного уродца), а затем мессия, спасающий человечество, является героем романа «Человек на дереве». [The Man in the Tree] (1984); еще один пришелец-паразит нападает на огромный плавучий город в романе «МП». [CV] (1985); продолжение - «Наблюдатели». [The Observers] (1988). Значительно больший успех принесла деятельность Н.-критика, справедливо названного «основателем НФ критики» (Г. Дозуа) в американской литературе. Его пионерские статьи и рецензии, часто беспощадные по отношении к жанру, в котором в целом и по сей день процветает «семейная» терпимость, переходящая во взаимозахваливание, включены в сб. «В поисках удивительного: эссе по современной научной фантастике». [In Search of Wonder: Essays on Modern Science Fiction] (1956; испр. доп. 1967; спец. премия «Хьюго»-1956); под ред. Н. также вышел сб. критических статей - «Поворотные пункты: эссе об искусстве научной фантастики». [Turning Points: Essays on the Art of Science Fiction] (1977) и критическая биография Ч. Форта, «Чарлз Форт: пророк необъяснимого». [Charles Fort: Prophet of the Unexplained] (1970). Заслуги Н. в области НФ критики были отмечены премией «Пилигрим» Ассоциации «Исследователи научной фантастики» (1975). Эталонными стали также составленные Н. в 1966-80 гг. «оригинальные» ант. «Орбита». [Orbit] (вып. 1-21), познакомившие читателей с вершинами англоязычной НФ указанного периода (с упором на авангардистско-экспериментальные произведения).
: ... |
|