|
-
(1936)
Владимир Бааль (03.10.1989): Рос я в сибирской деревне. И вот когда учился в пятом классе, и когда в первый раз влюбился, и когда стал бренчать на гитаре (подсмотрел у ссыльных умельцев), и когда не мог вспомнить слов какой-то песни (привязался мотив), то вдруг решил сочинить слова сам. Разумеется, получилось - «бровь - вновь - кровь - любовь». Произошло обольщение. С этого началось. Сразу же и проза - тут больше других сыграл Виталий Бианки: мне все мерещился мальчик, атакованный волками и принужденный отсиживаться на березе, пока его не спасли охотники (иногда, правда, мнится, что охотники задерживаются, и мальчик до сих пор не знает своей участи). По этой линии, стало быть, тоже началось. Затем я открывал новые острова, усмирял бунт на корабле, находил клады, был Робинзоном, Томом Сойером, Печориным, революционным матросом... При рождении меня назвали Владимиром -«как Ленина», подчеркивал позднее родитель. Но поскольку дело происходило в немецкой Поволжской Республике, где мне было предопределено родиться, то соответствующий буквоед-бюрократ (они ведь всюду - тут как тут) выписал метрику с переводом моего имени на немецкий (для объективности и точности, надо полагать). Так получился Вольдемар. Потом были мехфак сельскохозяйственного института, далее - литературный институт, первая книжечка, вторая, третья, другие... Проза, таким образом, решительно воздоминировала. И фантастический элемент стал ее долженствующим свойством... Всю жизнь мечтаю написать пьесу - желательно романтика-фантастическую... Что с годами угасает пыл - заблуждение. Однако безоглядная решимость и неуемность все увереннее укрощаются осторожностью и ответственностью. И потому с некоторых пор, по слову поэта (не помню, какой поэт и так ли в точности он сказал), «смущенье душу гложет»: обоснованно ли, верно ли все тогда, в деревенской школе, началось? И не из-за того неудовлетворенность и неуверенность, что гнетут великие авторитеты, что воспитан посредством идеологических кирпичей соцкабалистического вриализма и понятий двухмерности сущего, а из-за того, что все сильней остерегает Слово. Ведь всякому знанию и всякому умению противостоит иногда почти уравновешивающее их сомнение. Да, мудрецы предупреждают: не обольстись узнанным и освоенным, усомнись - усомнись в убеждении, усомнись в намерении, усомнись в выборе... То есть, следовательно, сомнение - посох добродетели. А до каких, позвольте, пределов оно добродетельно? Кто я, обольщенный сомнением? И потому - тем не менее - вперед, с Богом. А бог ступившего на скользкую доску - авось. Энциклопедия фантастики: Рус. сов. прозаик и поэт, известный также произв. др. жанров. Род. в Саратовской обл., детство провел в Красноярском крае, сменил множество профессий: учителя сельской школы, шахтера, слесаря, матроса и кочегара на речном судне; позже поступил в Карагандинский горный ин-т, откуда перешел на инженерно-механический ф-т Красноярского с.-х. ин-та; работал на торфозаводе в Латвии; окончил Лит. ин-т им. А.М. Горького в Москве). Печататься начал с 1956 г. Чл. СП. Первая НФ публикация - повесть «Платиновый обруч» (1981)...
: ... |
|