«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Тимирязев Климент Аркадьевич

Климент Аркадьевич Тимирязев 251k

-

(03.06.1843 - 28.04.1920)

Большая советская энциклопедия: Тимирязев Климент Аркадьевич [22.5(3.6).1843, Петербург, - 28.4.1920, Москва], естествоиспытатель-дарвинист, один из основоположников русской школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской АН (1890). В 1865 окончил вольнослушателем Петербургский университет (в 1861 был исключен из него за участие в студенческих сходках). В формировании мировоззрения Т. большую роль сыграли материалистические философские взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и др. революционных демократов, труды Д.И. Менделеева, В.О. Ковалевского и А.О. Ковалевского, И.И. Мечникова и особенно И.М. Сеченова и Ч. Дарвина. Еще в студенческие годы Т. опубликовал ряд статей на социально-политические темы и по дарвинизму («Гарибальди на Капрере», 1862, «Голод в Ланкашире», 1863, «Книга Дарвина, ее критики и комментаторы» 1864).
В 1868 по предложению А.Н. Бекетова Т. был командирован Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников (Г. Кирхгофа, Г. Гельмгольца, К.А. Тимирязев, P. Бунзена, П. Бертло, Ж. Буссенго, К. Бернара, В. Гофмейстера). Наибольшее значение для Т. имела его работа у Буссенго, которого он считал своим учителем. В 1870-92 Т. преподавал в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. академия им. К.А. Тимирязева). В 1871, защитив магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла», был утвержден в звании экстраординарного профессиональной академии; в 1875 после защиты докторской диссертации («Об усвоении света растением») стал ординарным профессором.
С 1878 Т. - профессор Московского университета; в 1902 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1911 покинул университет в знак протеста против действий реакционного министра просвещения Кассо. В 1917, после Великой Октябрьской социалистической революции, Т. был восстановлен в правах профессора Московского университета, но из-за болезни не мог работать на кафедре. Последние 10 лет жизни занимался также литературно-публицистической деятельностью.
Роль Т. в развитии физиологии растений. Основные исследования Т. по физиологии растений посвящены изучению процесса фотосинтеза, для чего им были разработаны специальные методики и аппаратура.
Выясняя зависимость фотосинтеза от интенсивности света и его спектрального состава, Т. установил, что ассимиляция растениями углерода из углекислоты воздуха происходит за счет энергии солнечного света, главным образом в красных и синих лучах, наиболее полно поглощаемых хлорофиллом. Т. впервые высказал мнение, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза, предвосхитив этим современные представления. Он показал, что интенсивность фотосинтеза пропорциональна поглощенной энергии при относительно низких интенсивностях света, но при их увеличении постепенно достигает стабильных величин и далее не меняется, то есть им были открыты явления светового насыщения фотосинтеза («Зависимость усвоения углерода от интенсивности света», 1889). Таким образом, Т. опытным путем доказал приложимость к процессу фотосинтеза закона сохранения энергии и первого закона фотохимии (см. Гротгуса закон).
В так называемой крунианской лекции, прочитанной в Лондонском королевском обществе и названной «Космическая роль растения» (1903, в рус. пер. 1904), Т. обобщил свои многолетние исследования в области фотосинтеза. Он осветил значение фотосинтеза, осуществляемого зелеными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов. Открытие Т. энергетической закономерности фотосинтеза явилось крупным вкладом в учение о единстве и связи живой и не живой материи в процессе круговорота веществ и энергии в природе.
В физиологии растений, наряду с агрохимией, Т. видел основу рационального земледелия. В 1867 по предложению Менделеева Т. заведовал организованным на средства Вольного экономического общества опытным полем в с. Реньевке Симбирской губернии, где проводил опыты по действию минеральных удобрений на урожай. В 1872 по его инициативе на территории Петровской с.-х. академии был построен первый в России вегетационный домик. В 1896 Т. организует на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде показательную опытную станцию с вегетационным домиком. В лекции «Физиология растений как основа рационального земледелия» (1897) Т. показывает эффективность применения минеральных удобрений.
В лекции «Борьба растения с засухой» (1892, опубликована в 1893), прочитанной в связи с вызванным засухой 1891 неурожаем, Т. обобщил имевшиеся в то время данные по вопросам водного режима и засухоустойчивости растений, рекомендовав практические меры для уменьшения причиняемого земледелию вреда засухой.
Т. как эволюционист и дарвинист. Т. - один из первых пропагандистов дарвинизма в России. Эволюционное учение Дарвина он рассматривал как крупнейшее достижение науки 19 в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии. Обобщив свои статьи по дарвинизму, публиковавшиеся с 1864 в журнале «Отечественные записки», Т. выпустил книги «Краткий очерк теории Дарвина» (1865), в 1832 - «Чарльз Дарвин и его учение» (15-е издание - 1941). В связи с 50-летием выхода в свет книги Дарвина «Происхождение видов» Т. опубликовал серию статей (1908-10), в которых пропагандировал дарвинизм и защищал его от нападок консервативных ученых и церковников, выступал с публичными лекциями. Творческую разработку учения Дарвина Т. дает в цикле своих лекций под общим заглавием «Исторический метод в биологии...» (опубликованы в 1922), где определяет задачи морфологии и физиологии и показывает пути их решения на основе изучения исторического процесса возникновения формы и функции. С позиций дарвинизма, и в первую очередь учения о естественном отборе, Т. объяснял и эволюцию функций у растений, в частности эволюцию фотосинтеза и универсальное распространение хлорофилла у автотрофных растений.
Т. неоднократно подчеркивал, что современные формы организмов - результат длительной приспособительной эволюции; на любом виде ныне живущих организмов лежит печать, с одной стороны, приспособленности к условиям обитания, с другой, - всей предшествующей эволюции. Исходя из этого, Т. считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод, то есть последовательный эволюционный подход к изучению организмов. Он писал: «...ни морфология, со своим блестящим и плодотворным сравнительным методом, ни физиология, со своим еще более могущественным экспериментальным методом, не покрывают всей области биологии, не исчерпывают ее задач; и та, и другая ищет дополнения в методе историческом» (Соч., т.6, 1939, с.61).
Т. как популяризатор и историк науки. Популяризация науки - одна из характерных и блестящих особенностей многогранной деятельности Т. Он писал: «С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа, то есть популярно...» (там же, т.9, с.13-14). Популяризацию научных знаний он рассматривал как путь, на котором соединяются наука и демократия.
Классический пример популяризации науки - книга Т. «Жизнь растения» (1878), выдержавшая десятки изданий на русском и иностранном языках. Сочетание глубокого анализа современных проблем естествознания с доступным и увлекательным их изложением характерно и для др. произведений Т.: «Столетние итоги физиологии растений» (1901), «Основные черты истории развития биологии в XIX столетии» (1907), «Пробуждение естествознания в третьей четверти века» (1907; в 1920 вышла под названием «Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов»), «Успехи ботаники в XX веке» (1917; в 1920 вышла под названием «Главнейшие успехи ботаники в начале XX столетия»), «Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620-1920)» (1920), биографических очерков, воспоминаний и некрологов, посвященных выдающимся деятелям мировой науки (Дарвину, Л. Пастеру и др.). Т. защищал мысль об огромной роли науки в борьбе за мир. В 1917 Т. писал: «...Наука и демократия по самому существу своему враждебны войне» (там же, с. 252).
Т. был одним из первых крупных русских ученых, приветствовавших Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 1920 вышел в свет сборник статей Т. «Наука и демократия», по поводу которого В.И. Ленин в письме к Т. писал: «Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть» (Полн. собр. соч., 5 издание, т.51, с.185). Несмотря на тяжелую болезнь, 75-летний Т. участвовала работе Наркомпроса РСФСР и Социалистической (позднее Коммунистической) академии общественных наук, членом которой был избран в 1918. В 1920 Т. был избран депутатом Моссовета.
Незадолго до смерти Т. говорил: «Большевики, проводящие ленинизм, - я верю и убежден, - работают для счастья народа и приведут его к счастью» (см. Соч., т.1, 1937, с.160).
В Москве сооружен памятник Т. и создан мемориальный музей-квартира; имя Т. присвоено Московской с.-х. академии, институту физиологии растений АН СССР. Его именем названы один из районов Москвы и улицы во многих городах СССР. АН СССР раз в три года присуждает премию им. Тимирязева за лучшие работы по физиологии растений и ежегодно проводит Тимирязевские чтения.
Т. был членом Лондонского королевского общества (1911), почетным доктором университетов в Глазго (1901), Кембридже (1909) и Женеве (1909), член-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почетным членом многих русских университетов и научных обществ.
  • Тимирязев К.А. Дарвинизм и селекция: Избранные статьи. [Djv- 3.9M] Сборник с предисловием и под редакцией В.Л. Комарова.
    (Москва: Сельхозгиз, 1937. - Классики естествознания)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие - Акад. В.Л. Комаров (5).
      Дарвин (9).
      Изменчивость (18).
      Наследственность (26).
      Отбор естественный (50).
      Селекция (64).
      Жордан (70).
      Ламарк (72).
      Мендель (78).
      «ИЗ НАУЧНОЙ ЛЕТОПИСИ»
      Отрывок из статьи «Сезон, научных съездов» (87).
      Отбой мендельянцев (92).
      Из летописи науки за ужасный год (104).
      I. Наука у антиподов и антиподы науки (104).
      II. Ответ из третьей части света (118).
      Факторы органической эволюции (129).
      Библиографический список трудов К.А. Тимирязева по вопросам дарвинизма (155).
.
.
  • Тимирязев К.А. Жизнь растения: Десять общедоступных чтений. [Djv- 7.2M] Вводная статья Е.Ф. Вотчала. Биографический очерк С.А. Новикова. Под общим наблюдением А.К. Тимирязева.
    (Москва - Ленинград: Сельхозгиз, 1936. - Классики естествознания)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      «Жизнь растения» К.А. Тимирязева. Особенности и значение этой книги - акад. Е.Ф. Вотчал (5).
      Климент Аркадьевич Тимирязев (биографический очерк) - С.А. Новиков (27).
      Отзыв о «Жизни растения» проф. А.Н. Бекетова (51).
      Предисловие к 1-му изданию (52).
      Предисловие ко 2-му изданию (53).
      Предисловие к 3-му изданию - И. Тимирязев (54).
      Предисловие к 4-му изданию - К. Тимирязев (55).
      Предисловие к 5-му изданию - К. Тимирязев (56).
      Предисловие к 6-му изданию - К. Тимирязев (56).
      Предисловие к 7-му изданию - К. Тимирязев (57).
      Предисловие к английскому изданию (57).
      Отзывы английской печати (59).
      Предисловие к 8-му изданию - К. Тимирязев (61).
      Предисловие к 9-му изданию - К. Тимирязев (62).
      I. НАУКА И ОБЩЕСТВО. - ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ
      Скудость ботанических знаний, проникающих в наше общество. - Два устарелых типа ботаников. - Современное направление науки. - Морфоло; гия и физиология, форма и жизнь. - Две причины сравнительной отсталости ботаники - логическая и практическая. - Искусство и наука. - Земледелие и физиология растений. - Взаимное отношение между наукой и обществом.
      Обзор внешних органов цветкового растения. - Метаморфоз. - Споровые растения древнее и проще семенных. - Спора - клеточка. - Клеточка - основа и начало всякого организма. - Отношение приведенных фактов к вопросу о происхождении организмов. - План изложения (65).
      II. КЛЕТОЧКА
      Закон вечности вещества. - Происхождение вещества растений из внешней среды. - Понятие об элементарном и ближайшем составе растения. - Три основных группы ближайших химических начал: белки, углеводы, жиры. - Химическое и микроскопическое исследование растения.
      Принятие питательных веществ растением. - Понятие о диффузии вещества. - Диффузия газов и жидкостей. - Коллоиды и кристаллоиды. - Превращение веществ в клеточке объясняет их поступление. - Основной механизм питания клеточки (89).
      III. СЕМЯ
      Строение семени и внешние явления прорастания. - Три условия прорастания: вода, воздух, теплота. - Механическое значение воды. - Химическое значение воды. - Ферменты. - Диастаз. - Пепсин. - Насекомоядные растения. - Самостоятельность частей зародыша. - Искусственное питание зародыша. - Механизм перемещения питательных веществ в растении.
      Отношение семени к воздуху; выделение углекислоты, поглощение кислорода - дыхание. - Потеря в весе и повышение температуры как результат дыхания. - Значение окружающей температуры. - Температуры - низшая, высшая и лучшая. - Влияние возраста семени на его всхожесть. - Долговечность семян. - Общая характеристика периода прорастания. - Разделение труда между различными органами растения, проявляющееся уже у простейших растений (107).
      IV. КОРЕНЬ
      Значение корня, состав почвы. - Способ определения необходимых питательных веществ. - Искусственные культуры. - Культуры без органического вещества, без перегноя. - Водные культуры. - Значение азота, калия, железа, кремния. - Необходимые питательные вещества, принимаемые корнем. - Непосредственно-питательные и запасные вещества в почве. - Поглотительная способность почвы. - Значение почвенной селитры. - Усвоение азота бобовыми растениями. - В какой форме находятся питательные вещества в почве.
      Строение корня. - Его замечательное развитие в длину и значение этого свойства. - Отношение корня к жидким и твердым веществам. - Общий механизм принятия питательных веществ корнем (127).
      V. ЛИСТ
      Значение листа. - Какое питательное вещество поступает через лист? - Отношение листа к углекислоте. - Строение листа. - Выделение кислорода. - Разложение углекислоты в воде. - Наглядная форма этого опыта. - Разложение углекислоты в искусственной смеси газов и в атмосферном воздухе. - Образование углевода (крахмала) в хлорофилловом зерне.
      Значение процесса разложения углекислоты с точки зрения превращения энергии. - Питание растения на счет органического вещества. - Грибы и паразиты. - Физиологическая роль листа (149).
      VI. СТЕБЕЛЬ
      Второстепенная роль стебля как посредника между листом и корнем. - Формы стебля. - Внутреннее строение. - Клеточка, волокно и сосуд. - Три типа тканей: питательные, механические и проводящие. - Соединительная ткань и пучки. - Строение стеблей у однодольных и двудольных растений. - Древесина и кора.
      Восходящий ток воды. - Его путь и причина поднятия. - Участие корня. - его водоподъемная способность. - Участие листьев - испарение воды. - Роль устьиц. - Роль сосудов. - Значение окаймленных пор. - Быстрота движения сока. - Значение пробковой ткани. - Движение питательных веществ, выработанных листом. - Путь этого движения. - Значение ситовидных и млечных сосудов. - Причины этого движения. - Образование запасов питательных веществ (171).
      VII. РОСТ
      Питание и рост. - Направление роста корня и стебля. - Влияние земного притяжения. - Напряжение тканей. - Образ действия земного притяжения. - Влияние света. - Гелиотропизм. - Способы измерения роста. - Влияние температуры. - Термотропизм.
      Рост и размножение клеточек. - Деление ядра. - Ближайшее действие света на рост клеточных стенок. - Влияние давления на форму клеточек. - Механизм роста клеточки. - Можно ли слышать, как прозябает растение. - Значение экспериментального искусства (195).
      VIII. ЦВЕТОК и плод
      Воспроизведение растений бесполое и половое. - Цветок. - Существенные части цветка - яичко и цветень. - Оплодотворение. - Оплодотворение у простейших растений. - Приспособления, обеспечивающие оплодотворение цветковых растений.
      Значение так называемых несущественных частей цветка. - Самооплодотворение и перекрестное оплодотворение. - Значение ветра и насекомых. - Части цветка, служащие приманкой для насекомых. - Особые формы цветков, приспособленные для перекрестного оплодотворения при посредстве насекомых. - Доля искусства в образовании культурных пород. - Значение отбора. - Недостаточность физиологических знаний о сущности полового процесса.
      Разнообразные формы плода и разноска их ветром, водой и животными. - Живородящие растения. - Разбрасывание семян: желтая акация, недотрога и бешеный огурец. - Разноска плодов ветром: хохлатки и крылатки. - Разноска водой: кокосовый орех. - Разноска животными: плоды цепкие и плоды съедобные. - Омела. - Заделка в почву: линария цимбалярия, ковыль. - Обладает ли растение разумом? (225).
      IX. РАСТЕНИЕ И ЖИВОТНОЕ
      Ходячие понятия о различии между растением и животным. - Способность растения к движению. - Движения микроскопические: протоплазмы, зооспор, живчиков. - Движения органов высших растений под влиянием внешних условий (теплоты, света). - Раздражительные органы. - Механизм этих движений. - Самопроизвольно движущиеся органы. - Польза различных движений для растения.
      Внутреннее сходство процессов движения у растений и у животных. - Сходство процессов питания. - Сходство процесса дыхания. - Дыхание и брожение. - Сходство явлений раздражительности и анестезии у животных и растений. - Обладает ли растение сознанием? - Различие между животным и растением не качественное, а количественное, не категорическое, а типическое. - Итоги опытной физиологии не исчерпывают задачи этой науки (251).
      X. ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ФОРМ
      Целесообразность органических форм может быть объяснена только историческим процессом их образования. - Палеонтология, морфология и эмбриология согласно свидетельствуют о родовой связи организмов. - Противоречие этого заключения с господствовавшим убеждением в постоянстве видов. - Точно ли виды неизменчивы? - Логическая ошибка, в которой коренится это убеждение.
      Почему исторический процесс ведет к совершенствованию? - Теория Дарвина. - Борьба за существование и естественный отбор. - Как объясняется отсутствие переходных форм. - Чем приходится довольствоваться при объяснении частных случаев целесообразного приспособления. - Аналитический и синтетический путь, пройденный читателем. - Общее заключение и цель всего курса (277).
      Приложение: растение как источник силы
      Двоякое значение пищи для животного организма как строительного материала и как источника силы. - Понятие о работе и энергии, актуальной и потенциальной. - Закон сохранения энергии. - Механическая теория теплоты. - Химическое сродство. - Животный организм, рассматриваемый как механизм. - Горение и дыхание. Необходимость существования в природе процесса, обратного горению и дыханию. - Открытие Пристли. - Разложение углекислоты растением. - Значение этого процесса с точки зрения учения о сохранении энергии. - Роберт Майер. - Производство органического вещества растением. - Хлорофилл, его оптические свойства, объясняющие его значение в природе. - Образование крахмала и белковых веществ. - Экономическое значение процесса, совершающегося в зеленых органах растения. - Теоретический предел производительности земли. - Общий вывод (301).
      Библиография (327).
      Предметный указатель (329).
.
.
  • Тимирязев К.А. Жизнь растения: Десять общедоступных чтений. [Djv- 7.8M] Вводная статья Е.Ф. Вотчала. Биографический очерк С.А. Новикова. Под общим наблюдением А.К. Тимирязева.
    (Москва - Ленинград: Сельхозгиз, 1938. - Классики естествознания)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      «Жизнь растения» К.А. Тимирязева. Особенности и значение этой книги - акад. Е.Ф. Вотчал (5).
      Климент Аркадьевич Тимирязев (биографический очерк) - проф. А. Новиков (21).
      ЖИЗНЬ РАСТЕНИЯ
      Отзыв о «Жизни растения» проф. А.Н. Бекетова (41).
      Предисловие к первому изданию - Я. Тимирязев (42).
      Предисловие ко второму изданию - К. Тимирязев (42).
      Предисловие к третьему изданию - К. Тимирязев (43).
      Предисловие к четвертому изданию - К. Тимирязев (44).
      Предисловие к пятому изданию - К. Тимирязев (44).
      Предисловие к шестому изданию - К. Тимирязев (45).
      Предисловие к седьмому изданию - К. Тимирязев (45).
      Предисловие к английскому изданию - К. Тимирязев (46).
      Отзывы английской печати (47).
      Предисловие к восьмому изданию - К. Тимирязев (48).
      Предисловие к девятому изданию - К. Тимирязев (50).
      I. НАУКА И ОБЩЕСТВО. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ
      Скудость ботанических знаний, проникающих в наше общество. Два устарелых типа ботаников. Современное направление науки. Морфология и физиология, форма и жизнь. Две причины сравнительной отсталости ботаники - логическая и практическая. Искусство и наука. Земледелие и физиология растений. Взаимное отношение между наукой и обществом.
      Обзор внешних органов цветкового растения. Метаморфоз. Споровые растения древнее и проще семенных. Спора - клеточка. Клеточка - основа и начало всякого организма. Отношение приведенных фактов к вопросу о происхождении организмов. План изложения (51-67).
      II. КЛЕТОЧКА
      Закон вечности вещества. Происхождение вещества растений из внешней среды. Понятие об элементарном и ближайшем составе растения. Три основных группы ближайших химических начал: белки, углеводы, жиры. Химическое и микроскопическое исследование растения.
      Принятие питательных веществ растением. Понятие о диффузии вещества. Диффузия газов и жидкостей. Коллоиды и кристаллоиды. Превращение веществ в клеточке объясняет их поступление. Основной механизм питания клеточки (68-79).
      III. СЕМЯ
      Строение семени и внешние явления прорастания. Три условия прорастания: вода, воздух, теплота. Механическое значение воды. Химическое значение воды. Ферменты. Диастаз. Пепсин. Насекомоядные растения. Самостоятельность частей зародыша. Искусственное питание зародыша. Механизм перемещения питательных веществ в растении.
      Отношение семени к воздуху; выделение углекислоты, поглощение кислорода - дыхание. Потеря в весе и повышение температуры как результат дыхания. Значение окружающей температуры. Температуры - низшая, высшая и лучшая. Влияние возраста семени на его всхожесть. Долговечность семян. Общая характеристика периода прорастания. Разделение труда между различными органами растения, проявляющееся уже у простейших растений (80-94).
      IV. КОРЕНЬ
      Значение корня, состав почвы. Способ определения необходимых питательных веществ. Искусственные культуры. Культуры без органического вещества, без перегноя. Водные культуры. Значение азота, калия, железа, кремния. Необходимые питательные вещества, принимаемые корнем. Непосредственно - питательные и эапасные вещества в почве. Поглотительная способность почвы. Значение почвенной селитры. Усвоение азота бобовыми растениями. В какой форме находятся питательные вещества в почве.
      Строение корня. Его замечательное развитие в длину и значение этого свойства. Отношение корня к жидким и твердым веществам. Общий механизм принятия питательных веществ корнем (95-100).
      V. ЛИСТ
      Значение листа. Какое питательное вещзство поступает через лист? Отношение листа к углекислоте. Строение листа. Выделение кислорода. Разложение углекислоты в воде. Наглядная форма этого опыта. Разложение углекислоты в искусственной смеси газов и в атмосферном воздухе. Образование углевода (крахмала) в хлорофилловом зерне.
      Значение процесса разложения углекислоты с точки зрения превращения энергии. Питание растения на счет органического вещества. Грибы и паразиты. Физиологическая роль листа (111-126).
      VI. СТЕБЕЛЬ
      Второстепенная роль стебля как посредника между листом и корнем. Формы стебля. Внутреннее строение. Клеточка, волокно и сосуд. Три типа тканей: питательные, механические и проводящие. Соединительная ткань и пучки. Строение стеблей у однодольных и двудольных растений. Древесина и кора.
      Восходящий ток воды. Его путь и причина поднятия. Участие корня - его водоподъемная способность. Участие листьев - испарение воды. Роль устьиц. Роль сосудов. Значение окаймленных пор. Быстрота движения сока. Значение пробковой ткани. Движение питательных веществ, выработанных листом. Путь этого движения. Значение ситовидных и млечных сосудов. Причины этого движения. Образование запасов питательных веществ (127-143).
      VII. РОСТ
      Питание и рост. Направление роста корня и стебля. Влияние земного притяжения. Напряжение тканей. Образ действия земного притяжения. Влияние света. Гелиотропизм. Способы измерения роста. Влияние температуры. Термотропизм.
      Рост и размножение клеточек. Деление ядра. Ближайшее действие света на рост клеточных стенок. Влияние давления на форму клеточек. Механизм роста клеточки. Можно ли слышать, как прозябает растение. Значение экспериментального искусства (144-165).
      VIII. ЦВЕТОК И ПЛОД
      Воспроизведение растений бесполое и половое. Цветок. Существенные части цветка - яичко и цветень. Оплодотворение. Оплодотворение у простейших растений. Приспособления, обеспечивающие оплодотворение цветковых растений.
      Значение так называемых несущественных частей цветка. Самооплодотворение и перекрестное оплодотворение: Значение ветра и насекомых. Части цветка, служащие приманкой для насекомых. Особые формы цветков, приспособленные для перекрестного оплодотворения при посредстве насекомых. Доля искусства в образовании культурных пород. Значение отбора. Недостаточность физиологических знаний о сущности полового процесса.
      Разнообразные формы плода и разноска их ветром, водой и животными. Живородящие растения. Разбрасывание семян: желтая акация, недотрога и бешеный огурец. Разноска плодов ветром: хохлатки и крылатки. Разноска водой: кокосовый орех. Разноска животными: плоды цепкие и плоды съедобные. Омела. Заделка в почву: линария цимбалярия, ковыль. Обладает ли растение разумом? (166-183).
      IX. РАСТЕНИЕ И ЖИВОТНОЕ
      Ходячие понятия о различии между растением и животным. Способность растения к движению. Движения микроскопические: протоплазмы, зооспор, живчиков. Движения органов высших растений под влиянием внешних условий (теплоты, света). Раздражительные органы. Механизм этих движений. Самопроизвольно движущиеся органы. Польза различных движений для растения.
      Внутреннее сходство процессов движения у растений и у животных. Сходство процессов питания. Сходство процессов дыхания. Дыхание и брожение. Сходство явлений раздражительности и анестезии у животных и растений. Обладает ли растение сознанием? Различие между животным и растением не качественное, а количественное, не категорическое, а типическое. Итоги опытной физиологии не исчерпывают задачи этой науки (184-202).
      X. ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ФОРМ
      Целесообразность органических форм может быть объяснена только историческим процессом их образования. Палеонтология, морфология и эмбриология согласно свидетельствуют о родовой связи организмов. Противоречие этого заключения с господствовавшим убеждением о постоянстве видов. Точно ли виды неизменчивы? Логическая ошибка, в которой коренится это убеждение.
      Почему исторический процесс ведет к совершенствованию? Теория Дарвина. Борьба за существование и естественный отбор. Как объясняется отсутствие переходных форм. Чем приходится довольствоваться при объяснении частных случаев целесообразного приспособления. Аналитический и синтетический путь, пройденный читателем. Общее заключение и цель всего курса (203-220).
      ПРИЛОЖЕНИЕ: РАСТЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК СИЛЫ
      Двоякое значение пищи для животного организма как строительного материала и как источника силы. Понятие о работе и энергии, актуальной и потенциальной. Закон сохранения энергии. Механическая теория теплоты. Химическое сродство. Животный организм, рассматриваемый как механизм. Горение и дыхание.
      Необходимость существования в природе процесса, обратного горению и дыханию. Открытие Пристли. Разложение углекислоты растением. Значение этого процесса с точки зрения учения о сохранении энергии. Роберт Майер. Производство органического вещества растением. Хлорофилл, его оптические свойства, объясняющие его значение в природе. Образование крахмала и белковых веществ. Экономическое значение процесса, совершающегося в зеленых органах растения. Теоретический предел производительности земли. Общий вывод (221-239).
      Предметный указатель (240).
      Библиография (244).
.
.
  • Тимирязев К.А. Избранные работы по хлорофиллу и усвоению света растением. [Djv- 5.2M] Редакция Н.А. Максимова.
    (Издательство Академии Наук СССР, 1948. - Серия «Классики науки»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Прибор для исследования воздушного питания листьев и применение искусственного освещения к исследованиям подобного рода (1867) (7).
      Спектральный анализ хлорофилла (1871) (17).
      Об усвоении света растением (1874) (85).
      Зависимость фотохимических явлений от амплитуды световой волны (1884) (212).
      Фотохимическое действие крайних лучей видимого спектра (1892) (219).
      Искусственный протофиллин. (Хлорофилл и разложение углекислоты растениями) (1886) (226).
      Протофиллин в живом растении (1889) (230).
      Космическая роль растения (1903) (234).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      А.А. Ничипорович. Тимирязев - основоположник современного направления работ по изучению механизма фотосинтеза (299).
      Литература (345).
      Примечания. Перевод эпиграфов и цитат (348).
.
.