Иван Фотиевич СТАДНЮК

ЛЕНА

Рассказ


        Она смотрела на него с удивлением и некоторым беспокойством. Следила, как с мокрого полушубка падали на паркет редкие капельки растаявшего снега. Проходя мимо, понимающе, краешками губ улыбались подруги; она краснела, и ей неудержимо хотелось зажмурить глаза. А он стоял, с любопытством рассматривая институтский коридор, шеренгу дверей, похожих одна на другую, и говорил, говорил...
        — Что ж, кажется, все рассказал. Виктор — парень хороший, человек настоящий, — внезапно закончил он. — А о подробностях нашего фронтового житья-бытья распространяться не стоит.
        — Нет, почему же? Это очень интересно.
        Но военный, назвавший себя Василием и привезший от Виктора привет с фронта, молчал. Лена вопросительно посмотрела в его молодое лицо с жестковатыми складками у рта и нахмуренным взглядом из-под густых черных бровей. Пыталась представить рядом с ним Виктора — остроглазого, веселого, подвижного. Но не представила. Воспоминания унесли ее в недалекое прошлое — в партизанский отряд, где она была медсестрой. В памяти встал тот тяжелый день, когда пришла она в Симферополь для связи с подпольщиками. На явочной квартире оказалась гестаповская засада. Лена постучала в калитку и тут же в щелку заметила черные мундиры эсэсовцев. Бросилась бежать. В это время из-за угла вырвался переодетый в немецкую форму Виктор. Вначале она не узнала его. Опоздай Виктор на одну минуту, и ее схватили б... Мотоцикл вынес их за город. И только тогда Виктор, взволнованный, сказал ей: «О засаде узнали поздно. Думал, не успею...»
        А Василий стоял молчаливый, грустный. Чистый, светлый коридор и множество одинаковых дверей напомнили ему, что тот, о ком он рассказывает, лежит сейчас во фронтовом госпитале и, может быть, тоскует сейчас по этой девушке с пушистыми ресницами и удивленными глазами. А главное, Василий никак не мог сказать решающего слова: тот, другой, которому, собственно, и следовало находиться здесь, лежит раненый.
        — Вы все-таки не горюйте, Леночка, он скоро приедет...
        — А почему я должна горевать?
        — Так... Я должен сказать вам — он... он сейчас не на фронте.
        Должно быть, она вдруг поняла, что главное, зачем пришел этот военный, впереди, и оно очень печальное. Лена неловко переступила с ноги на ногу, и в глазах ее метнулось беспокойство. Но она смолчала.
        — Вот я и говорю, — продолжал Василий. — Это совсем неопасно. Правда, он ранен...
        — Ой! — совсем по-детски вскрикнула девушка.
        — Да вы не пугайтесь, — деланно улыбнулся Василий. — Так, пустяки... Скоро встанет, и уж тогда мы справим-таки вашу свадьбу!
        Лена вдруг запахнула жакетку, словно ей стало холодно. Конечно, когда после освобождения Крыма партизаны спустились с гор и Виктор, сменив шапку с красной лентой на красноармейскую стальную каску, ушел на фронт, она предвидела и такую возможность — на войне не без этого. Но чтобы он был ранен... это слишком внезапно, это даже не вязалось с ним, таким жизнерадостным и веселым. Лена отчетливо представила лицо Виктора: серые глаза с веселыми искорками, прямой нос, добрые, чуть вывернутые губы, в уголках которых всегда таилась улыбка. Близкое, родное лицо.
        В другое время она покраснела бы от разговора о свадьбе: хотя дело было решенное, говорить вслух об этом Лена еще не привыкла. Но сейчас не обратила никакого внимания на неудачную попытку Василия отшутиться, а набросилась на него с расспросами:
        — Когда ранен?! Серьезно? Почему же он не написал?
        — Обязательно напишет, — ответил Василий, глядя на полные слез глаза Лены.
        Она почувствовала, что сейчас разрыдается. Сколько видела Лена ран, когда партизаны вели бои с карателями, скольким людям сама спасла жизнь. Но все это отодвинулось в прошлое, и весть о ранении Виктора обрушилась на нее непосильной тяжестью. И было очень обидно, что он, передавая привет с этим человеком, не написал даже маленькой записочки.
        — У нас сейчас лекция, извините, — сквозь слезы проговорила Лена.
        Она попрощалась и ушла. Никакой лекции не было. Ей хотелось остаться одной, и она поспешила домой, на Аксаковскую улицу, где жила она у знакомой по партизанскому отряду женщины Татьяны Павловны.
        На дворе появились первые признаки весны: пригревало солнце, снег, выпавший вчера, уже стал рыхлым. В парке над Салгиром с деревьев падали сгнившие сучки, и казалось, что на снегу наследили птицы.
        Взбежав на крыльцо, Лена нетерпеливо постучала в дверь.
        — Что это ты? — удивилась Татьяна Павловна, впуская девушку в полутемную переднюю. — Что случилось?
        — Ничего особенного.
        ...Обедала нехотя, нервничала. Татьяна Павловна смотрела понимающе и украдкой вздыхала. Наконец не вытерпела:
        — Лена, скажи, что случилось? Может, с Виктором что-нибудь?
        — А при чем тут Виктор? Что вы, Татьяна Павловна, всегда спрашиваете меня о нем? И даже при подругах. Неудобно же!
        Татьяна Павловна — немолодая полная женщина со следами прежней красоты на лице — обычно любила разговаривать властным, требовательным голосом. Хотя в отряде она всего-навсего была поварихой, партизаны побаивались ее острого языка. С Леной же, к которой привязалась как к родной дочери, Татьяна Павловна обращалась ласково, участливо.
        — Леночка, зачем ты от меня скрываешь? Ведь не чужая я тебе. А Виктор еще в отряде говорил со мной откровенно. Что ж, обычное дело, а человек он хороший, всем это известно.
        Лена промолчала, отметив про себя, что Татьяна Павловна употребила те же слова, что и тот военный — Василий. От похвалы Виктору ей стало радостно и в то же время горько: им хорошо говорить, а он раненый!..
        В дверь постучали. Татьяна Павловна пошла открывать. Пришел почтальон.
        — Лена, тебе письмо! От Вити...
        Лена вскочила из-за стола, чуть не опрокинув тарелку, но сейчас же села. Вертела конверт в руках, разглядывая штемпеля, почерк. Пыталась угадать, что в письме заключено. Она знала, письма всегда непохожи друг на друга; они имеют свое внешнее лицо: если Виктор спешит, он пишет размашисто, обратный адрес — сокращенно. Перо у него тогда царапает. А когда спокоен, буквы ложатся ровно.
        Нет, почерк спокойный — значит, все в порядке. Лена облегченно вздохнула и вскрыла конверт. Первые строки поразили ее: они были бесстрастные и холодные, словно писал чужой. С досады прикусила нижнюю губу, стала читать быстрее и вдруг вскрикнула. На пушистых ресницах задрожали слезы.
        — Что такое, Лена? — испугалась Татьяна Павловна.
        Лена не отвечала. Пошатываясь, прошла к дивану и, уткнувшись головой в подушку, всхлипнула. Письмо выпало из рук и белым пятном лежало на ярком зелено-красном коврике. Татьяна Павловна нагнулась и подняла его. «Мне ампутировали левую ногу... Можешь считать наши отношения кончеными. Я прошу тебя поступить здраво — тут ничего не поделаешь...»
        Татьяна Павловна бережно положила письмо на стол и ушла на кухню, ничего не сказав.
        Наступили серые сумерки. Лена лежала молча, без движения. Татьяна Павловна зажгла огонь, несколько раз прошлась мимо дивана, но заговорить не решилась.
        Лена подняла голову:
        — Помогите мне собраться. Я поеду к нему...
        Татьяна Павловна не удивилась. Казалось, она ничего другого не ожидала. Только утвердительно кивнула головой и спросила:
        — Когда?

1962



        Стаднюк И. Ф.
        С76.
Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 4. Война: Роман; Рассказы; Горький хлеб истины: Драма; Публицистические статьи. — М.: Мол. гвардия, 1985. — 462 с.
        Тираж 100 000 экз. Цена 1 р. 90 к.
        В четвертый том Собрания сочинений И. Стаднюка вошли: третья, завершающая книга романа «Война», за который писатель был удостоен Государственной премии СССР (книга раскрывает противоборство Красной Армии наступающим гитлеровским войскам в районе Смоленска в июле 1941 года); рассказы разных лет; драма «Горький хлеб истины», созданная писателем по мотивам повести «Плевелы зла», и публицистические статьи, в которых автор рассуждает об истоках творчества, о становлении писателя, о верности им своей теме, о назначении человека — любить и защищать Родину.
        С о д е р ж а н и е: ВОЙНА: Роман. Книга третья. РАССКАЗЫ: Лейтенант Вернидуб; Лена; «Пан» Печерица и лопатка; Жизнь, а не служба. ГОРЬКИЙ ХЛЕБ ИСТИНЫ. Драма в двух действиях, пяти картинах, с про логом и эпилогом. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ: Заметки об историзме; Сердце солдата; Величие земли; Любовь моя и боль моя; Разум сновал серебряную нить, а сердце — золотую; Тема избирает писателя; Размышления над письмами; Еще слово к читателям; Кузнецы высокого духа; В то грозное лето; Перед лицом времени; Самое главное. Примечания.
        ИБ № 4245.
        Редактор А. Гремицкая. Художник А. Шевцов. Художественный редактор А. Романова. Технический редактор В. Пилкова. Корректоры Г. Василёва, Т. Пескорв.


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 12.01.2004
        О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/