Татьяна РАХМАТУЛЛИНА

О ТВОРЧЕСТВЕ КИПРСКОГО ПИСАТЕЛЯ НЕАРХОСА ГЕОРГИАДИСА

Статья


        Четыре сборника фантастических произведений, множество опубликованных в газетах и журналах новых рассказов, не выпущенных еще отдельной книгой, а также очерки и эссе, посвященные кинематографу и греческой народной (городской) песне, критические статьи о современной литературе — таковы составляющие творчества Неархоса Георгиадиса — многогранного, самобытного и глубоко эрудированного кипрского писателя. Он выступает одновременно во многих лицах: как прозаик, публицист, литературный критик, эссеист, кино-, теле- и радиокритик. Его имя хорошо известно не только на родине: рассказы Неархоса Георгиадиса вошли в антологии фантастической литературы, изданные в Венгрии, ФРГ, Греции и Советском Союзе.
        Н. Георгиадис родился в 1944 г. на северном побережье Кипра, в провинциальном городе Морфу, в семье сельского учителя. Десять лет (с 1962 по 1972 г.) прожил он в Афинах, окончил юридический факультет Афинского университета, но в дальнейшем по специальности юриста так и не работал. В Афинах, по словам Н. Георгиадиса, он параллельно с академической учебой «изучал настоящую жизнь большого города». Он неустанно бродил по афинским улицам, заходил в книжные магазины, где окунался в подлинную старинную культуру, рылся в пластинках забытых песен, знакомился с талантливыми народными композиторами, большинство из которых жили в крайней бедности, покинутые всеми. Он записывал на магнитофонные пленки беседы с хранителями греческой культуры, рассказы о их жизни в начале века (почти все они были беженцами из Малой Азии, в основном — из Измира).
        Все свои впечатления писатель отразил в уникальном труде: «Политика и греческая народная (городская) песня». В этом исследовании, рассказывая об истории Греции за первые 60 лет XX столетия сквозь призму народной песни, он делает упор на то, что каждый из народных композиторов-песенников по-своему отражает события политической жизни страны. (Книга выйдет в свет в афинском издательстве «Синрони эпохи» в 1991 году).
        Диктатура черных полковников бросила Грецию во тьму. Н. Георгиадис, как и все прогрессивные люди в стране, сопротивлялся диктаторскому режиму. Это был трудный и грустный период для будущего писателя, но вместе с тем он стал благодатной почвой для нескольких его рассказов: «Популярнейший человек», «Преступник, жертва и читатель» и другие.
        В 60-х годах писатель не мог передать политическую обстановку в Греции в реалистических рассказах. Для этого потребовался эзопов язык и гипербола. Он написал в те годы рассказ, где главного героя — «популярнейшего человека» масса других людей создает из кусочков своего тела. Они сами жертвуют частями своей плоти, дабы снова сотворить себе божество — лидера, которому можно поклоняться. Талантливый фантаст в одной-двух фразах взрывает это лже-божество и добивается поразительного эффекта. На вопрос «что требует диктатура?» он отвечает «обожествления человека». Рассказ получился злободневным на все времена. (Рассказ «Популярнейший человек»)
        В 1972 г. Н. Георгиадис возвращается на Кипр и начинает работать на кипрском телевидении режиссером-документалистом. (Будучи в Афинах, он посещал курсы кинематографистов, удовлетворяя таким образом еще одну свою страсть — любовь к кинематографу).
        Первые фантастические, политические и реалистические рассказы молодого писателя стали появляться в газетах и журналах Кипра начиная с 1973 г. Но что касается сборников, выпущенных на Кипре, нужно сделать маленькое уточнение. Выпустить книгу здесь не так-то и просто: хотя жизненный уровень населения чрезвычайно высок, издательств нет, имеются только типографии, и писатели вынуждены выпускать книги на свои средства. Всю подготовительную работу по рукописи и даже макет они чаще всего делают сами. Как правило, расходы, связанные с изданием книги, не окупаются. Это объясняет в какой-то мере то, что в период раннего творчества сборники рассказов Н. Георгиадиса не издавались.
        Так что же побудило Н. Георгиадиса стать писателем? Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо обратиться к его далекому детству. Надо увидеть деревушку, где его отец был учителем, летающих мышей, что падали с потолка на одеяло спящего ребенка, забытый колодец во дворе, к которому мальчику строго запрещали подходить (повзрослев, он узнал, что в этом колодце утопился его разорившийся прадедушка — крестьянин). Надо увидеть тетку, которая пугала мальчика, что если тот не будет слушаться, его укусит мышь, услышать стук игральных костей в кофейне, где мужчины развлекались нардами... Запомнить и навсегда сохранить в памяти рассказы дедушки, великолепного и неисчерпаемого повествователя, о походах с греческой армией в Малую Азию (1919 — 1922 гг.). А народные предания, так неподражаемо пересказываемые бабушкой? Для формирования воображения впечатлительного мальчика все это сыграло свою роль, принимая подчас причудливые формы и размеры. Ну а после современная политическая среда стала давать ему пищу для горьких и едких фантастических рассказов.
        Черпал свое вдохновение Неархос Георгиадис и из сновидений. Он вел читателя странным миром сноведений, где нет никакой условности, последовательности действия; события там происходили без видимой, привычной для человеческого ума логики. Для цикла этих рассказов характерны высокая поэтичность и тонкий лиризм. Перед нами предстает влюбленный герой, для которого любовь к женщине — будь то женщина-робот или женщина-дельфин, — высочайший идеал. Эта любовь очищает героя, все его поступки оправданы этим чувством (рассказы «Красное излучение», «Это любовь, не шутка!», «Жертвы невмешательства» и др.). В этих рассказах-сновидениях есть прекрасные, запоминающиеся картины: «Вот я снова тебя встретил на перекрестке двух проспектов, в шумной толпе, в многоцветье уличных фонарей, под разноцветными афишами, наши взгляды нежно обнялись, плетя мост над рекой времени, разлучившей нас... Я прошел по этому изогнутому мосту и пришел к тебе...» (Рассказ «Речная Христина»). «...И вот мы с ней шли в гостиницу на остров. Но мы так никогда и не дошли... Потому, что из динамика радиоприемника раздался голос диктора, объявившего начало другой эры, полной разлуки и горя, без любви, без мира» (Рассказ «Другая эра»).
        В фантастических рассказах Неархоса Георгиадиса присутствуют постоянные мотивы, которые переходят из произведения в произведение. Это прежде всего мотив столкновения человека с властью, оспаривание ее: власти родителей (рассказ «Шестерки»); начальников по службе (рассказы «Собачья голова», «Это любовь, не шутка!»); правительства или государства (рассказы «Смерть и генерал», «Гигант — канатоходец», «Облако в схеме омега»); полиции (рассказы «Убийство в Слоу мошон», «Хляо») и т. д.... И еще один мотив доминирует в рассказах Н. Георгиадиса: раздробление, разделение чего-либо, допустим, человеческого тела, или мира, что означает смерть («Географический коллаж», «Гигант — канатоходец»), и объединение частей целого, что означает жизнь («Воскресни сегодня, умри завтра»)...
        В каждом рассказе Н. Георгиадиса присутствует политика, происходит столкновение интересов: будь то антагонизм мужчины и женщины, начальника и подчиненного, белого и черного. Он считает, что конфликт — это движущая сила во всех жизненных процессах, в частности — и в повествовании. Именно это придает интерес. Когда берут у писателя интервью, то его часто спрашивают: почему опять в рассказе политический мотив? Он на это обычно отвечает, что шел к фантастической литературе через политику... А так как он жил в Греции до диктатуры и во время нее, то политика, конечно же, влияла на всю его жизнь, продолжает влиять, и просто невозможно остаться вне политики. Поэтому он уверен, что и в литературе, в кинематографе и в жизни столкновение необходимо как движущая сила.



        В 11. Вдова колдуна: Сборник фаитастики. / Сост. И. О. Игнатьева. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 688 с.
        ISBN 5-235-01952-0
        Сборник составлен по материалам семинаров, проводимых Всесоюзным творческим объединением молодых писателей-фантастов ври ИПО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
        ИБ 7575
        На 1-й странице обложки: Отарий Кандауров. «Молчание ночи»
        Тираж 150 000 экз.
Составитель  И. О. И г н а т ь е в а
Ответственный редактор  В. И. П и щ е н к о
Ответственные за выпуск  Е. А. Г р у ш к о, Ю. А. И в а н о в
Редактор  Е. Н. К р ю к о в а
Оформление  Л. А. К о л о с о в а
Технический редактор  О. В. В о л к о в а
Корректор  И. Г. Д е м е н т ь е в а


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 21.02.2002
        О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/