«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Кулибин Иван Петрович

Иван Петрович Кулибин 53k

-

(21.04.1735 - 11.08.1818)

Большая советская энциклопедия: Кулибин Иван Петрович [10(21).4.1735, Нижний Новгород, ныне Горький, - 30.7(11.8).1818, там же], русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы К. преподнес в 1769 Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН. Здесь К. сконструировал «планетные» карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Разработал также новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. оптических приборов.
В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с длиной пролета 298 м (вместо применявшихся ранее 50-60-м пролетов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 построенная К. модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией. Проект К. получил высокую оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 К. работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.
В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т.д. К. была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию «механических ног» - протезов (этот проект после войны 1812 был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).
В 1801 К. был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 построил «водоход», работу над которым он начал еще в 1782. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение К. не было использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы К. по применению паровой машины для движения грузовых судов. Автор многих др. проектов (приспособление для расточки и обработки внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.). В последние годы жизни К. находился в крайне тяжелых материальных условиях.
.
  • Рукописные материалы И.П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. [Djv-45.0M] Научное описание с приложением текстов и чертежей. Составили Н.М. Раскин и Б.А. Малькевич. Редакционная коллегия И.И. Артоболевский, Н.К. Дормидонтов, Г.А. Князев, П.Н. Корявов, Н.М. Раскин.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1953. - Труды Архива. Выпуск 11)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Введение (5).
      Описание
      Мосты (35).
      Строительство и архитектура (53).
      Водоходные и другие суда (56).
      О спуске корабля «Благодать» (76).
      Силовые вододействующие установки (76).
      Паровая машина (80).
      Часы (81).
      Оптические приборы (98).
      Оптический телеграф (115).
      Электрические машины (116).
      Фейерверки (118).
      Самокатки (122).
      «Подъемные кресла» (Лифты) (123).
      Протезы (126).
      «Сеяльная машина» (127).
      Машины для солеваренного завода (127).
      Музыкальные инструменты (128).
      «Самодвижимая машина» (130).
      Личные и служебные документы (130).
      Документы о деятельности И.П. Кулибина (139).
      Приложение I. Тексты
      Мосты (151).
      Строительство и архитектура (228).
      Водоходные и другие суда (243).
      О спуске корабля «Благодать» (314).
      Силовые вододействующие установки (317).
      Часы (321).
      Оптические приборы (378).
      Оптический телеграф (430).
      Электрические машины (431).
      Фейерверки (435).
      Самокатки (455).
      «Подъемные кресла» (Лифты) (457).
      Протезы (462).
      «Сеяльная машина» (467).
      Машины для солеваренного завода (469).
      Музыкальные инструменты (476).
      Личные и служебные документы (479).
      Приложение II. Чертежи (499-702).
      Мосты
      Строительство и архитектура
      Водоходные и другие суда
      Силовые вододействующие установки
      Паровая машина
      Часы
      Оптические приборы
      Оптический телеграф
      Электрические машины
      Самокатки
      «Подъемные кресла» (Лифты)
      Протезы
      «Сеяльная машина»
      Машина для солеваренного завода
      Музыкальные инструменты
      Список принятых условных сокращений (703).
      Библиография
      Печатные работы И.П. Кулибина (707).
      Литература о жизни и деятельности И.П. Кулибина (708).
      Указатели
      Указатель личных имен (717).
      Предметный и географический указатель (724).
.
.