Вячеслав Яковлевич ШИШКОВ

КОММУНИЯ

Рассказ


        Село Конево стоит в заповедном лесу. Место глухое, от города дальнее, народ в селе лохматый, темный, лесной народ.
        Помещика Конева, бравого генерала, владельца этого места, еще до сих пор помнят зажившиеся на свете старики: крут был генерал, царство ему небесное, драл всех как сидоровых коз. Пришла свобода, пала барщина, а мужик долго еще чувствовал над своим хребтом барскую треххвостку, и все рабское, что всосалось в кровь, передал по наследству своим сынам и внукам. Даже до последних дней, когда поднялась над Русью настоящая свобода, жители села Конева все чего-то побаивались, все норовили по старинке жить, новому не доверяли — опять, мол, обернется на старое, — пугались всякого окрика, чуть что — марш в свою нору, и шабаш!
        Правда, и среди них были люди кряжистые, хозяева самосильные. Взять хотя бы семейство Туляевых, их пять братанов, один к одному, рыжебородые, кудластые, косая сажень в плечах. А главное — очень широки у всех братанов глотки, и голос — что труба, гаркнут на сходе, так тому и быть, — кривда, правда, обида ли кому — все равно: мир молчит, терпит.
        Да и как не терпеть, надо до конца терпеть, про это самое и батюшка, отец Павел, каждое воскресенье говорит: «Кто терпит, тот рай господень унаследует».
        Ну, и терпели мужики.
        А эти горлопаны, братейники Туляевы, ежели и забрали себе самые лучшие участки, ежели и поделили не по правде сенокос — пускай! — им же, обормотам, худо будет: сдохнут — пожалуйте-ка в кромешный ад, на вольную ваканцию живыми руками горячее уголье таскать.


        Пришла несусветимая война, немчура с французинкой супротив России руку подняли, и всех пятерых братанов Туляевых, один по одному, угнали воевать. Больше полсела тогда угнали, лишь старичье да самый зеленый молодняк остались при земле. Ну, что ж: воевать так воевать. Вот весточки полетели с фронта: тот убит, тот ранен, у этого глаза лопнули от чертовых душистых каких-то, сказывают, газов. Вой по деревне, плач. Хорошо еще, что отец Павел неусыпно вразумляет: «Убиенных — в рай», — но все ж таки тяжко было — в каждой избе несчастье, бабы из черных платков с белыми каймами не выходят. Только у Туляевых старики и молодухи не печалуются, не вздыхают: видно, краснорожих братанов ни штык, ни пуля не берет.
        А на поверку оказалось вот что: братаны и пороху-то не понюхали, а сразу, как на спозицию пришли, единым духом записались в дезертиры, да и лататы: ищи-свищи ветра в поле, до свиданья вам!
        Это уж потом все обнаружилось, когда революция пришла. Вернулись после войны односельчане — кто на деревяшке, кто без руки, с пустым рукавом, — да и объявили про братанов:
        — Дезертиры. Мазурики... Ужо-ка мы их!..


        А время своим чередом шло. В селе Коневе все честь-честью: новые права установили, солдаты разъясняют все по правде, лес поделили, барский дом сожгли. Ах, сад? Яблоньки?.. Руби, ребята, топором! Ну, словом, все по-настоящему, везде комитеты, митинги, очень хорошо.
        И, говорят, в Питере новое правительство сидит: генерал Керенский, князь Львов, еще какие-то правильные господа, все из бар да из князей, очень даже замечательные, и простому народу заступники. Ха-ха!.. А сам государь-император будто бы в Литовский замок угодил. Ха-ха-ха!.. Вот так раз! Отец Павел ни гугу, никакого разъяснения, только и всего, что красный флаг прибил на крышу, а тихомолком все ж таки старикам нашептывал:
        — Годи, крещеные... все обернется по старинке... А смутьянов так взъерепенят, что...
        Шептал он тихо, тайно, но все село вскоре расслышало и забоялось поповских слов: а вдруг да ежели?.. Ое-ей!.. Даже молодяжник присмирел: опять барская треххвостка вспомнилась: а вдруг да ежели...
        Но вот святки подходили, и к самому празднику объявились все пятеро Туляевых. Чаев, сахаров наволокли, всяких штук: щикатулки, кувшинчики, ложки — все из серебра, из золота, — часы, перстни с каменьем самоцветным. А сами, как быки, один другого глаже.
        — Ну, каково повоевали, братцы? — спросили их на сходе мужики.
        А молодяжник сразу закричал:
        — Дезертиры, мазурики!.. Вон из нашего села!
        И прочие пристали, зашумел сход, — того гляди, зубы братанам выбьют.
        — Не желаем!.. Вон!..
        Тогда братаны, как медведи, на дыбы:
        — Ах, вон?.. Благодарим покорно... Да мы вас!.. Единым духом! Контрреволюцию пускать? А?!
        — Как так? Что вы ошалели?.. У нас комитеты, митинги...
        — Комитеты?.. Тьфу, ваши комитеты! В три шеи ваши комитеты!
        — Как так? — закипятился молодяжник. — Вы, значит, за царя?
        — Кто — мы?! — вскочили Туляевы и рты ощерили. — Да знаете ли, кто мы такие?
        — Знаем... Малодеры...
        Тут старший братан как тряхнет бородой да топнет:
        — Замолчь!! — Так в ушах у всех и зазвенело, смолкли все.
        А потом тихим голосом:
        — Товарищи, — говорит. — Вот что, товарищи... Мы все пятеро, то есть, все единоутробные братья — окончательные большевики... И будем мы в своем родном селе, скажем к примеру, в Коневе, настоящие порядки наводить, чтобы как в столице, так вопче и у нас... Будет теперича у нас не Конево, а Коммуния. Кто супротив Коммунии, прошу поднять руку! Вот мы посмотрим, кто против Коммунии идет... мы па-а-смотрим!..
        А сам кивнул головой да пальцем возле носу грозно так, ни дать ни взять исправник.
        — Значит, все под Коммунию подписываетесь? Согласны?
        — Согласны... Чего тут толковать, — сказал за всех старый старичонка Тихон. — Так, что ли, братцы?
        — Так, так... Согласны, — забубнил сход. — Только сделайте разъяснение, кака така Коммуния? Впервой слышим.
        Тогда братаны разъяснили по всем статьям. Перво-наперво, чтоб не было никаких бедных, а все богатые; вторым делом — все общее, и разные прочие, тому подобные мысли.
        Ну, богатеям это шибко не по нраву, стали возражать.
        — Тоись, как все общее? — спросил дядя Прохор, мельник-богатей.
        — А очень просто, — сказал старшой братан. — У тебя сколько лошадей?
        — Три.
        — Две для бедняков, для неимущих... Таким же манером и коров и овец... Иначе к стенке...
        — Тоись, как к стенке?
        — А очень просто, — сказал старшой Туляев, да на прицел винтовку прямо Прохору в лоб.
        — Краул!.. Братцы!.. Чего он, мазурик? а?!
        Однако все обошлось честь-честью, только постращал.


        И стало через три дня: не село Конево, а Коммуния.
        Братаны Туляевы дело круто повернули.
        Раньше впятером под одной крышей жили, а теперича не то:
        — Мы, — говорят, — сицилисты-коммунисты.
        И чтоб укрепить полные повсеместные права, стали себе по новой собственной избе рубить.
        Возле самой церкви, на площади, очень хорошие места облюбовали, два своих дома ставить начали, да два в церковной ограде, а пятый дом к самому поповскому дому впритык приткнули.
        Отец Павел сейчас протест:
        — Это почему ж такое утеснение? Вам мало земли-то, что ли? Зачем же сюда, на чужую-то?
        — Ни чужого, ни своего теперича нет, все общее, — наотмашь возразили ему братаны.
        — Ежели собственность уничтожена, зачем же вы себе такие огромадные избы рубите?
        — Ах ты, кутья кислая! В рассуждение вступать?.. А вот погоди, увидишь, что к чему!
        И живой рукой созвали сход.
        — Товарищи! Потому что мы коммунисты, и вы все коммунисты-террористы, предлагаю: истребовать сюда попа и обложить его контрибуцией.
        Пришел отец Павел, ни жив ни мертв.
        — Три тыщи контрибуции, а ежели перечить — немедля к стенке — рраз! — пригрозил старшой Туляев и опять артикул винтовкой выкинул.
        Поп задрожал-затрясся, побелел. Жаль денег, вот как жаль, по алтыну собирал, по гривне, — однако жизни жальче. Сказал им:
        — Ну, что ж, миряне... Конечно, вы можете расстрелять меня без суда, без следствия... Берите, грабьте...
        И вынес сполна три тыщи.
        — Добро, — сказали братаны. — Это все в Коммунию пойдет.
        Поехали с поповскими деньгами в город, накупили себе того, сего. А избы ихние как в сказке растут: старшой братан железом крышу кроет.
        Дивятся крещеные, шепчутся.
        Таким же манером всех богатеев обложили: кого на пятьсот рублей, кого на тысячу. А тут и до середних добрались.
        — Это все в Коммунию, — говорят братаны.
        И у каждого по две пары лошадей образовалось, сани расписные, пролетки, бубенцы.
        Крещеным завидно стало, ропот по селу пошел.
        — Это чего ж они все себе да все себе... А нам-то?.. Вот так Коммуния!
        — Дак что же делать-то?
        — Надо бедный комитет избрать.
        — Дак ведь избрали... все комитетчики — братаны.
        — Надо новый.
        Пошли скопищем к братанам.
        — Так и так, братаны. Желаем новый бедный комитет избрать... А вас, стало быть, долой.
        Покрутили братаны усы, почесали бороды, а старшой как гаркнет по-военному:
        — Ага! Против бедного комитета восставать, против революции? Кто зачинщик? Вавило, ты? К стенке!
        Вскинули винтовки — рраз! Упал Вавило.
        Остальные разбежались, кто в подполье, кто в овин, потому у братанов ружья, а у прочих кулаки одни.
        Наутро сход. Братаны объявили:
        — Борьба с контрреволюцией будет беспощадна. В случае доноса — доносчика отправим за Вавилой. Твердая власть — она очень даже строгая. А теперича, товарищи, на общественные работы — марш!
        И погнали все село свои новые усадьбы доделывать: тыном обносить, узорчатые ворота ставить.
        Крещеные пыхтят на братановых работах, кто тын городит, кто крышу кроет, готовы братанам горло перегрызть, а не смеют: пуля в лоб.
        А братаны сполитично:
        — Вот, товарищи, кончим дело — спасибо вам большое скажем.
        — Очень хорошо... Согласны... — сказали мужики и сглотнули слезы. У Андрона от кровной злости топор упал.
        — Все Коммунии да Коммунии, а когда же нам-то? — спросил Андрон. — Мы ведь самая беднота и есть...
        Вечером у Андрона братаны в Коммунию последнюю удойную корову отобрали — ведерницу.
        Взвыл Андрон.
        Да и все село взвыло, даже собаки хвосты поджали, вот какой трепет на всю Коммунию братаны навели. Все на учет забрали: хлеб, крупу, телят, до самых до жмыхов добрались. Мужики с голодухи пухнуть стали, а Туляевы жиреть: двух младших братьев оженили, свадьба с пивом, спиртом, пирогами, широкой гульбой была.
        И если бы не Мишка Сбитень — пропадом пропала б вся Коммуния.


        Был когда-то парень разудалый в селе Коневе, Мишка. Насолил он всем вот до этих мест, озорник был, хуже последнего бродяги. Вздрючили его крестьяне и по приговору выгнали из селенья вон.
        Десять лет пропадал Мишка Сбитень. А тут как раз ко времю и утрафил. К самому Новому году взял да в Коммунию и прикатил.
        Чернявый такой, быдто цыган, в ухе серьга, через всю грудь цепочка, часы со звоном, папаха, полушубок. А глаза — страшенные, навыкате, а усищи — во! А сам — чисто медведь, идет — землю давит, от кулаков смертью пахнет: грохнет — крышка!
        — Вы что как мертвые ходите, словно дохлые мухи? А? Радоваться должны, ликовать: из рабов гражданами стали.
        — Эх, Мишка, Мишка... — вздохнули мужики. — У кого радость, а у нас Коммуния.
        — Ха-ха-ха! — захохотал Мишка Сбитень, — отлично сказано... Чего же вздыхать-то?
        — Да вот у нас в бедном комитете братаны Туляевы сидят. У них винтовки, а у нас — ничим-чего.
        — Ха-ха-ха! — опять захохотал Мишка.
        А крестьяне ему все и обсказали до тонкости.
        Долго Мишка хохотал, даже за живот хватался, а потом зубами скрипнул, да с сердцем так:
        — Ведите-ка меня на сход.
        Вот собралось собранье. Братаны стали речь держать, а сами на Мишку все косятся.
        — Ты, товарищ, кто таков? Ты коммунист?
        А Мишка в ответ:
        — Ха-ха-ха!.. Не признаете? А я вас знаю. Я — волгарь. На Волге-матке десять лет работал, кули таскал, до самого Каспия доходил, вольным духом набирался, на Стенькином кургане чай пил. Мне черт не брат!.. Вот кто я таков... Ну, валяйте дальше.
        Братаны так его и не узнали. Старшой шепнул середнему:
        — Не иначе — большевик... Может, комиссар какой, с проверкой... Надобно по всей программе.
        Да и начал жарить:
        — Контрреволюция, контрибуция, буржуи... Да здравствует вся власть Советов!..
        — Стой, товарищ! — оборвал его Мишка Сбитень. — Я слышал, вы больше двадцати тысяч контрибуции собрали. Где деньги?
        — Деньги? А у тебя, товарищ, мандат есть?
        — Есть, — как в бочку гукнул Мишка. Бросил цигарку, встал, размахнулся, да как даст старшому по зубам. — Вот мой мандат!
        Все мужики в страхе повскакали, наутек бросились, к дверям.
        — Стойте, дурни! Куда вы?! — гаркнул Мишка да к братанам:
        — Мазурики вы, а не коммунисты. Буржуи вы, хамы! Ежели с кого контрибуцию брать, так это с вас... Ах, винтовки?.. Я те такую винтовку завинчу... Я те покажу стенку. Ребята, вяжи их, подлецов!!
        Мужики валом навалились на братанов:
        — Попили нашей кровушки, аспиды!.. Рраз!
        — Стой, не смей, — крикнул Мишка. — Ну их к чертям!.. Погодь маленько, дай слово сказать.
        — Говори, говори... Желаем...
        — Товарищи! — крикнул Мишка и тряхнул серьгой. — Коммуна — святое дело. Коммуна — что твой улей, коммунист — пчела. Всяк честно трудится, зато всяк сладкий кусок ест. От этого самого не жизнь, а мед. А кто ваши Туляевы? Пауки, вот кто. А вы — мухи. В паутину — хлоп, тут вам и карачун. Вы здесь хозяева, а не они. К черту их! Кто не за народ, тот против народа, против правды. К чертям Туляевых!
        — Так, так... К лешему под хвост!
        — Избы ихние отобрать! Имущество? Имущество конфисковать!.. Начнем, товарищи, по-новому, по правде-истине... Чтоб всем была свобода, чтоб можно было дышать по всем статьям... А то ежели я тебе глотку зажму, да ноздри законопачу, чем дышать будешь?..
        — Именно, что... Тогда не вздышишь!..
        — Эй, пятеро беднейших, выходи! — скомандовал Мишка. — Берите себе Туляевы избы. А вы, голубчики, к чертям отсюда, марш, катись колбаской! Таких коммунистов нам не надо.

1919



        Шишков В.
        Ш 91.
Алые сугробы: Повести и рассказы / Сост., послесл. Д. Благова, — Л.: Худож. лит., 1990. — 512 с. (Классики и современники. Советская литература).
        ISBN 5-280-00546-0
        В сборник известного писателя В. Шишкова (1873 — 1945) вошли повести и рассказы, ярко рисующие самобытные нравы дореволюционной Сибири («Тайга», «Алые сугробы») и драматические эпизоды гражданской войны («Ватага», «Пейпус-озеро»).
        ИБ № 5591
        Тексты печатаются по изданиям: Шишков В. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1926 — 1929. Т. 5, 8. Шишков В. Повести и рассказы. М., 1985.
        Тираж 750 000 Цена 2 р. 30 к.
Составление, послесловие Д. Благова
Оформление художника А. Загоскина
Редактор Б. Волков
Художественный редактор В. Лужин
Технический редактор Н. Литвина
Корректоры А. Борисенкова, Г. Щеголева


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 22.09.2002
        О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/