Валерий Дмитриевич ГУБИН

НОЧНЫЕ РАЗГОВОРЫ

Фантастический рассказ

Художник С. Ю. Гаврилова


        Вторые сутки я продирался сквозь Мещеру, обходя бесчисленные болота и подолгу застревая на привалах — то мой примус не хотел работать, то вокруг оказывалось слишком много крупной сладкой черники. Первоначально я рассчитывал пройти от Рязани до Касимова в три дня, но, вероятно, переоценил свои возможности, ибо к данному времени я, по моим подсчетам, не прошел и половины пути.
        Давно пора было останавливаться, разбивать палатку, стремительно накатывался вечер, но я все не решался — то место не нравилось, слишком сыро и много комаров, то чересчур темно и мрачно. Наконец, с первыми сумерками я, совершенно измотанный, вышел на довольно широкую симпатичную полянку, снял рюкзак и опустился рядом. Птицы уже улеглись, лес затих, а прямо над поляной медленно проплывало огромное, пышное облако, красное с одного боку от заката. Ни ставить палатку, ни раскочегаривать примус не было сил, да и есть не хотелось. Решившись отложить все на утро, я вытащил матрас, надул его и задвинул под огромную раскидистую ель, затем влез в спальник и, перед тем как улечься, оглядел свои владения. Поляна представляла собой ровный треугольник, точно по углам которого стояли три ели. Все три гораздо выше и мощнее остальных деревьев. Под одной из них лежал я.
        «Что-то есть в этом неестественное, как будто кто-то нарочно так аккуратно вырубил в лесу треугольник и расставил эти ели по углам. Может, сюда вертолет садится, привозит продукты лесникам по воскресеньям?»
        Уже совсем стемнело, но две ели по краям были видны хорошо. Мрачные и величавые, они вдруг показались мне великанами, которые стоят и ждут, когда я засну, чтобы подойти. Страх шевельнулся во мне, я лег, закрыл глаза и стал вслушиваться в лес. Еле слышно пробежал по верхушкам ветерок, какая-то птица завозилась в ветвях и пискнула. Чувство неведомой опасности, поселившееся от вида грозных, настороженных елей, не проходило, и поэтому я старался не спать, а слушать. Но спать хотелось нестерпимо, я буквально проваливался в сон, однако сознание сопротивлялось, и я лежал так с полчаса в каком-то непонятном забытьи, то ли спал, то ли грезил. Временами я уже видел отрывки снов, временами открывал глаза и смотрел на редкие звезды над поляной.
        «Так можно промаяться до утра, чего я, в самом деле, боюсь? Здесь никого нет. Даже если кто придет, он меня под елью не увидит. Надо заставить себя ни о чем не думать».
        Я замер и попытался представить себе какой-нибудь образ, чтобы, сосредоточившись на нем, собраться и успокоить мысли. И тут же перед глазами возникла вся поляна сразу, какой я ее увидел еще до темноты: загадочно ровная, с высоченными елями по углам и высокой травой, примятой местами ветром. Потом на поляну вышел лось и стал внимательно смотреть в мою сторону. Я понял, что уже сплю, хотя все еще слышу все звуки вокруг. Слышу, как снова пробегает ветер, и лес начинает глухо гудеть, недовольный тем, что его разбудили. И потом я вдруг начал слышать еще что-то, как будто совсем рядом со мной разговаривают, только не словами, но разговаривают — я явственно слышу голоса, вернее, легкое гудение, в котором все время меняется тональность, как в разговоре человека. Я попытался проснуться, чтобы посмотреть — кто здесь гудит, но все тело было налито густой сонной тяжестью. Я вслушивался изо всех сил в разговор и вдруг стал понимать его, причем было такое впечатление, что говорят во мне, хотя звуки явно доносились снаружи.
        — Смотрите, он уже спит, спит уже, спит...
        — Кто, кто спит...
        — Тот, кто все время движется, кто всегда проходит мимо...
        — Да, мы видим, он лежит около тебя, мы видим, видим, видим...
        Голоса, как множественное эхо, все время разбегались в стороны, затихали, потом снова усиливались и звучали отчетливо.
        — Как интересно, он всегда проходит мимо, а теперь неподвижен, как мы, совсем неподвижен...
        — Надо послушать его, давайте послушаем, послушаем, послушаем...
        — Надо позвать хранителя ночи, хранителя ночи... где он, пусть придет...
        — Пусть придет хранитель ночи, пусть придет...
        — Здесь я, что вы разболтались, как сороки, я уже давно здесь.
        — Послушай его, послушай и расскажи нам... Это так интересно... так интересно...
        — Кого послушать?
        — Вот он лежит здесь — тот, кто все время проходит мимо, а теперь лежит здесь...
        Страшным усилием я разлепил веки и увидел, что недалеко от меня действительно стоит хранитель ночи — огромное, непроглядно черное пятно на фоне серого неба. Пятно приблизилось ко мне, окутало меня с головой. Я попытался шевельнуть рукой, чтобы его согнать, но рука не двинулась, и я опять закрыл глаза.
        — Ну что ты слышишь, что слышишь, слышишь...
        — Помолчите же минутку, — говорит хранитель, — вы мне мешаете.
        Я почувствовал легкие, почти воздушные прикосновения к моему лицу, к закрытым глазам, очень ласковые прикосновения, от которых мой страх улетучился.
        — У него было две тетки, он их очень любил, они давно уже умерли, одна от инфаркта, а другая погибла — несчастный случай, очень давно.
        — Две тетки и больше ничего, больше ничего...
        — Как жаль, что две, а нас трое, но я все равно хочу быть одной из них, одной теткой, одной...
        — А я буду другой, другой буду...
        — Давайте же разговаривать, давайте... Хранитель, переводи нам скорее, скорее переводи нам, что слышишь...
        — Вот старые болтуньи, да потише вы, дайте вслушаться.
        И тут я услышал голос моей старшей тетки — Елизаветы — она работала медсестрой в госпитале и почему-то все время, приходя к нам, была в белом халате.
        — Валерик! Я купила тебе Марка Твена. Это удивительный писатель. Большая удача, обе повести — про Тома и про Гека — в одной книжке и стоит недорого — всего двадцать пять рублей.
        — Ты опять балуешь мальчика, — говорит ее младшая сестра — Нина — она всегда казалась очень строгой из-за толстой роговой оправы очков и черных волос с ровным пробором посредине головы, — двадцать пять рублей совсем не дешево, он ее все равно порвет через месяц. И потом сейчас лето, нужно активно отдыхать, он и так целый день валяется на кровати и читает. Я вот принесла ему мяч, очень крепкий, его вилкой не проколешь. Уверяю тебя, это ему сейчас нужнее.
        — А я тебя уверяю, что чтение еще никому не повредило.
        — Там еще мать есть, — говорит хранитель.
        — Я буду мамой, я хочу быть мамой, мамой...
        И я слышу голос матери, молодой и звонкий:
        — Перестаньте вы ругаться, педагоги несчастные, своих заведите и пробуйте на них методы.
        — Зачем ты так, — говорит тетя Лиза, — ты ведь знаешь, если бы не война, у меня бы не один был, как у тебя, а трое или четверо, но ведь Ваню не вернешь.
        — Ваню не вернешь, а что ты со своим майором тянешь, давно бы расписались.
        — Боюсь я его — пьет часто, а как выпьет сильно, так обязательно рюмки ест.
        — Как ест?
        — Очень просто, берет в рот и жует. Страшно это.
        — И ничего?
        — Ничего, только кровь на губах. У него на фронте было две контузии.
        — Да бог с ним, Лиза, — говорит тетя Нина, — не расписывайся. Я, например, девки, давно про эти глупости не думаю. Кому я нужна в двадцать восемь лет при таком дефиците мужиков? Зато, если захочу погулять, то гуляю, кто мне что скажет?
        — Ну-ка кончайте эти разговоры — ребенок слушает.
        Я рванулся и сел на матрасе. Было абсолютно темно, лишь верхушки деревьев слева слегка подсвечивались встающей за лесом луной.
        «Здесь мне не уснуть, надо убираться в лес, иначе кошмары замучают». — Я взял матрас за угол и, пошатываясь, потащил его за собой в лес, засыпая на ходу.
        — Валерик! Ты приходи еще, мы здесь навсегда поселились, здесь хорошо!
        — Валерик! А помнишь, как ты упал и рассек гвоздем подбородок, прибежал весь в крови и не давал промыть рану, йода боялся пуще смерти, я тебя целый час чуть не на коленях уговаривала. У тебя до сих пор, наверное, остался шрам.
        — Валерик! А помнишь, ты все грозился, что когда вырастешь и станешь генералом, то будешь каждый день покупать мне арахис в марципане, каждый день по триста граммов.
        Чем дальше я отходил от поляны, тем тише становились голоса:
        — Ты приходи сюда обязательно, мы здесь навсегда, навсегда, навсегда...
        Я споткнулся о корень и рухнул прямо на матрас. Проснулся от неистовых криков птиц, которые выясняли отношения прямо над моей головой. Весь лес был пронизан солнцем и запахами медленно нагревающейся земли. Я встал и пошел к поляне за вещами. Прямо посреди поляны стоял в высокой траве лось и смотрел на меня.
        — Доброе утро, шеф! — заорал я.
        Он встрепенулся, отскочил в сторону, но потом, сохраняя достоинство, неспеша потрусил в чащу.
        Наскоро перекусив и собрав рюкзак, я обошел поляну, постоял около каждой из трех огромных елей, осторожно погладил шершавую, всю в смоляных потеках кору.
        «Может это и не сон, а ели действительно прослушали меня, вытащили моих теток и поселили в себе. Теперь они будут здесь жить еще долго-долго и разговаривать по ночам. И если я приду через несколько лет и лягу здесь спать, они опять будут ко мне обращаться... Только вряд ли я найду когда-нибудь еще эту поляну, слишком невероятно снова выйти сюда, на крохотный пятачок земли в самой середины Мещеры. Да и ели со временем забудут моих любимых теток, услышат что-нибудь новое и забудут».
        Я шел, постоянно оборачиваясь, и поляна еще долго просвечивала между деревьев. Я не выдержал, повернулся и громко крикнул:
        — Дорогие мои тети, не тоскуйте здесь, я к вам обязательно еще приду!
        И пошел, даже побежал, уже не оборачиваясь.
        — Ты приходи, приходи, обязательно приходи, мы теперь здесь навсегда... — кольнуло в сердце острой иглой.


        Губин В. Д.
        Г 93.
Кругом пришельцы: Сборник фантастических рассказов. — М.: Изд-во РУДН, 1992. — 152 с., ил.
        ISBN 5-209-00516-X
        Основная тема рассказов — попытка глазами героев увидеть фантастическое, необычное в повседневной жизни. Книга поможет читателю в формировании самобытного мышления, в выходе из оков привычных представлений и стереотипов. Является как бы своеобразной литературной иллюстрацией к научным трудам автора — философа по профессии, продолжающего и в опубликованных, и в новых рассказах традиции романтической фантастики в духе Р. Брэдбери, Р. Шекли и др.
        Для широкого круга читателей.
        ИБ № 782
Художник  С. Ю. Г а в р и л о в а
Редактор  Л. Г. Т я г л о в а
Художественный редактор  Е. А. И о н о в а
Корректоры  Е. В. К о л ч и н а, Е. Е. М и т и н а


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 19.03.2002
        О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/