28. Азадовский Оксману

<Ленинград> 1 октября <19>49

Простите, дорогой Юлиан Григорьевич, что я до сих пор не смог дать Вам соответственную справку, да и не смогу, вероятно. Дело в том, что у меня нет собственного экз<емпля>ра «Заветных Сказок». Я перерыл все свои выписки и заметки, но найти то, что нужно Вам, не смог.

В библиотеке же (ГПБ) теперь «Зав<етные> Сказки» получить обычным порядком невозможно. Нужно особо просить, читать в особом помещении. По некоторым причинам я теперь избегаю обращаться с разными личными просьбами, чтоб не рисковать отказом. Отсюда — невозможность порыться и оказать Вам эту, такую бы простую на вид и мелочную услугу.

Могу Вам дать такой совет. Напишите (хотя вроде как официально) пись­мо в Словарную Комиссию Инст<итута> Русского языка (Ленинград). У них есть картотека, в состав которой вошли и «Заветные Сказки». Попросите прислать Вам справку о словах «колыхан», «колухан» со всеми относящимися сюда примерами и с указанием источников. Там окажется и нужное Вам сло­во. Я опять-таки в этот Институт и в эту Комиссию — не ходок. Вообще-то там работают из Ваших знакомых — Бархударов1, Ларин2. Очень жаль, что скончался Василий Ильич Чернышев3. С его помощью я бы эту справку сде­лал бы уже давным-давно.

Ваших оптимистических предсказаний, увы, не разделяю. Все дело в том, что Вы о моем «cas» судите и знаете не только «из разных источников», но и из «первоисточника». А этот последний источник — очень мутен и грязен, а — главное — лжив до предела или, вернее всего, беспредельно лжив4. Я слышал и этот «забавный» анекдот о моих неуместных похвалах автору книги «Поэты "Искры"»5. Какой нелепый вздор! Не говорю о том, что — если бы даже это и было правдой, то... (т. е. не похвалы — а факт — да еще в такой форме — сравнивания) — это просто вздор, выдуманный им или, б<ыть> м<ожет>, услышанный им от к<акого>-нибудь сплетника и в целях большего правдо­подобия передающийся им уже в первом лице6.

Еще о «Зав<етных> Сказках». Неужели их не было в Шляпкинской биб­лиотеке7 или Горчинский8 сумел дать им другое назначение? Не помню сей­час точно и устанавливаемого года их выхода. На титуле, как Вы, вероятно, помните: «Валаам»9. Год не обозначен. Обычно считается, что они были изда­ны в Женеве10. Но кто-то высказывал предположение, что они были изданы в Лондоне при участии Герцена, с к<ото>рым Аф<анасьев> виделся во время заграничной поездки11. Но в Лемке'вском издании об этом нет никаких упо­минаний12. Кому принадлежит эта гипотеза и кем она выдвинута, никак не могу припомнить. Выписка затерялась, а память стала похожа на дырявое решето. Год, полагаю, не ранее 1859 — не позже <18>63. Вероятнее всего, 1860. Это моя гипотеза, т. е. одновременно с «Легендами»13.

Завидую Вашему спокойствию, с которым Вы смотрите на публикации Базанова и Могилянского. Последний ничего не сумел сделать с «Рус<ским> Сборником» — статья его просто беспомощна. Конечно, дело не только в материалах, а в выводах. Но выводы-то уже после их работ каждый может

122


 


делать — и нет уверенности, что не будет кем-либо предвосхищена и Ваша концепция. Но все же они самостоятельно нашли эти материалы, — а меня просто обворовывают, используя изо всех сил то, что я читал в курсах и что многие читали в рукописи. Привет.

М.

1  Степан Григорьевич Бархударов (1894—1983) — языковед. Профессор ЛГУ. В 1947—1948 гг. заведовал кафедрой рус. языка; в 1939—1940 гг. — декан фило­логич. ф-та. Чл.-корр. (1946).

2  Борис Александрович Ларин (1893—1964) — языковед. Профессор ЛГУ. Заве­довал кафедрой рус. языка, кафедрой общего языкознания. В 1954—1958 и 1960—1963 гг. — декан филфака. Чл.-корр. Украинской АН (1945).

3  Василий Ильич Чернышев (1867—1949) — языковед, фольклорист. Профес­сор ЛГУ. Чл.-корр. (1947). В письме к В. М. Саянову от 22 июля 1933 г. Азадовский называет его «одним из лучших знатоков старинной музыки и особенно песенников XVIII века» // Из писем М. К. Азадовского (1912—1941). С. 237. См. также примеч. 1 к письму 89.

4  См. примеч. 9 к предыдущему письму.

5  Имеется в виду И. Г. Ямпольский, исследователь и публикатор поэтов журн. «Искра». См.: Поэты «Искры». Ред. и примеч. И. Г. Ямпольского. Вступ. статья А. П. Селивановского. Л., 1933 (БП. Большая серия); Поэты «Искры». Вступ. статья, ред. и примеч. И. Г. Ямпольского. Л., 1939 (БП. Малая серия; 2-е изд. — 1950). После войны И. Г. Ямпольским было предпринято новое, значительно расширенное издание: Поэты «Искры». В 2-х тт. Вступ. статья, подг. текста и примеч. И. Г. Ямпольского. Л., 1955 (БП. Большая серия; 2-е изд. — 1987).

6  Данный пассаж не вполне понятен. Речь скорей всего идет об устном (и, очевидно, мнимом) суждении Азадовского, якобы «сравнивавшего» издание Ямпольского с какой-либо из работ Бельчикова.

7  См. примеч. 20 к письму 4.

8  Петр Антонович Горчинский (1890—1936) — литературовед, доцент кафедры рус. лит-ры Ленинградского ун-та, позднее — директор Фундаментальной биб­лиотеки ЛГУ. Ученик и душеприказчик И. А. Шляпкина; жил в его имении в Белоострове. Автор статьи «Библиофильский уголок в Белоострове» (Известия книжных магазинов т-ва М. О. Вольф по лит-ре, наукам и библиографии и Вестник лит-ры. 1916. № 9—10. С. 162—168). Арестован и погиб в 1936 г.

9  На титульном листе «Рус. заветных сказок» значилось: «Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия».

10 Годом первого изд. «Рус. заветных сказок» в настоящее время считается пред­положительно 1867-й. Подробную аргументацию с разбором всех гипотез см. в послесловии Л. В. Бессмертных к изд.: Народные русские сказки не для печа­ти, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афа­насьевым. 1857—1862. М.: Ладомир, 1997. С. 611—628.

11 Предполагается, что А. Н. Афанасьев встречался с Герценом в Лондоне в 1860 г. во время своего путешествия по Европе, когда у него завязались отношения с кругом рус. эмигрантов.

12 Михаил Константинович Лемке (1872-1923) — историк, публицист. Автор работ по истории рус. цензуры и рус. освободительного движения XIX в.; издатель Поли. собр. соч. и писем А. И. Герцена (1912—1925), на которое и ссылается Азадовский.

13 Имеется в виду сб. А. Н. Афанасьева «Народные рус. легенды» (M., 1859; на обложке — 1860).